15.10.2020 | 08:00 467

Рынок апартаментов устоял в период пандемии

Апарт-отели оказались живучи. Если гостиничный рынок клиентов терял, то апартаменты смогли «переобуться», перейдя с краткосрочной на долгосрочную аренду. А кто-то и вовсе оказался надежным пристанищем для самоизолирующихся граждан.

Даже сами участники данного рынка порой путаются в показаниях из-за отсутствия общепринятой классификации. Пожалуй, за базу стоит принять две категории апарт-отелей: сервисные и несервисные (они же – псевдожилье). Сервисные – это те, где жилец-арендатор получает от управляющей компании некий набор услуг, по сути такой же, как и в обычной гостинице.

Кто-то выделяет еще рекреационные или, допустим, элитные апартаменты. Но это, конечно, от лукавого. Ведь очевидно, что апартаменты покупают либо с целью извлечения дохода (инвестиция), либо для собственного проживания, а класс – дело десятое. Об этом шел разговор на бизнес-завтраке, организованном в рамках XIII конкурса «Доверие потребителя».

Динамика на уровне

Генеральный директор ИДК Formula City Юрий Грудин, ссылаясь на аналитические данные компании Knight Frank St. Petersburg, отметил, что за восемь месяцев 2020 года рынок апартаментов в Петербурге пополнился всего двумя проектами, это 600 юнитов (так в апартах называют то, что в гостиницах – номера). Если все заявленные на этот год апарт-отели выйдут на рынок (а это еще пять), то число юнитов увеличится более чем в десять раз.

Но пока общее предложение снизилось на 36%, до 6300 юнитов, при этом на 34% сократилось предложение сервисных апартаментов.

В первом полугодии было продано 2600 апартаментов, высокие показатели первого квартала компенсировало падение продаж на 26% из-за пандемии в апреле – июне.

Эксперт отмечает: апартаменты становятся полноценной альтернативой другим способам инвестирования (золото, валютный рынок, облигации ЦБ). На сегодня это уже понятный инвестору продукт.

Генеральный директор Valo Service, председатель экспертного совета по апартаментам Российской гильдии управляющих и девелоперов Константин Сторожев уверен, что чем прозрачнее концепция проекта апарт-отеля и более внятно его позиционирование, тем больше к нему доверия со стороны потребителя.

Старые опасения

Конкурс «Доверие потребителя» решил признать рынок апартаментов по-своему – включением новой номинации. Впрочем, с этой идеей согласны не все. Так, Олег Островский, заместитель председателя Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти, отметил, что не готов принять формулировку «Лучшая компания в номинации псевдожилье» и напомнил о минусах апартаментов. В частности, рассказал он, в апартах невозможно оформить постоянную регистрацию, использовать при покупке средства материнского капитала или иных субсидий. Кроме того, застройщик не соблюдает градостроительные и санитарные нормы, установленные для жилищного фонда. Покупатель не получает налоговый вычет, на него не распространяются отдельные положения законодательства о долевом строительстве и банкротстве. И так далее.

Но практически все эти претензии можно предъявлять только к псевдожилью. Если же не смешивать сервисные и несервисные апартаменты, то выясняется, что, когда апартаменты приобретаются для сдачи в аренду, проблем нет.

Болезни роста

Руководитель отдела проектов группы RedLine Полина Погодина подчеркивает: сегодня застройщики часто допускают элементарные ошибки при проектировании апарт-отелей. У многих из них нет понимания формата аренды (посуточная или долгосрочная), отсутствует грамотно выстроенная логистика, не говоря уже об уровне технической и информационной оснащенности.

В Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, рынок апартаментов вполне себе сегментированный и устойчивый. Так называемого псевдожилья – не более 20%. Отсутствие специального законодательного регулирования – проблема скорее столичная, может быть решена на уровне закона города Москвы, а не федерального. Питер и остальная Россия проживут и так. Впрочем, пока и инициатив-то в этой области немного, если не считать таковой заявление заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина о необходимости упрощения порядка постоянной регистрации собственников апартаментов.

Игроки петербургского рынка склонны полагать, что лучше бы пока ничего не менялось: от добра добра не ищут.

А вот объяснить потенциальным покупателям, что такое апартаменты и с чем их едят, – необходимо. И здесь – поле непаханое.

Текст: Игорь Воронин    Фото: teravector - ru.freepik.com   

Хотите получать
свежие новости BN.ru?
Подпишитесь!
email:
Нажимая «подписаться» вы подтверждаете, что согласны с Договором Оферты и Политикой конфиденциальности.
Подтвердите подписку!
Мы отправили вам письмо со ссылкой подтверждения.
Если в течение 15 минут вы не получили письмо:
– Посмотрите, пожалуйста, в папке "Спам".
– Проверьте, правильно ли вы написали свой адрес