28.05.2021 | 08:00 261

С неба кирпичи падают? Как возместить ущерб, причиненный вашему имуществу

В последнее время всё чаще звучат истории об упавших со зданий кусках штукатурки, лепнины, частей фасада. Зимой таким злом являются сосульки. А если в результате инцидента было испорчено ваше имущество, например автомобиль (не застрахованный по КАСКО) или стеклянная витрина? Кто ответит за ущерб, как его доказать и взыскать без проволочек – тема моей новой юридической статьи.

Собираем доказательства

Доказательства – первый шаг к победе. Если вы увидели, что на ваше имущество упал, к примеру, фрагмент фасада или повалилось дерево, – необходимо зафиксировать факт причинения ущерба.

– Самостоятельно производим видео- и фотофиксацию места происшествия. Чем детальней будут фотографии (вмятины, царапины, сколы), тем лучше.

– Вызываем наряд полиции. Хоть преступления и нет, но они обязаны выехать и составить протокол осмотра места происшествия. То же касается и пострадавшего автомобиля, если он был припаркован. Если машина двигалась, вызываем ГИБДД – сотрудники инспекции выдадут справку о ДТП. Справки называются по-разному, но имеют одинаковую юридическую силу и смысл: фиксирование места, даты, времени инцидента и перечисление поврежденных элементов.

– Опрашиваем очевидцев. Возможно, кто-то из окна видел момент падения предмета на ваше имущество, а учитывая, что у многих есть телефоны с камерами, – ваши соседи могли зафиксировать инцидент. Собираем с соседей видео и фото инцидента и данные очевидцев: ФИО, номер телефона, адрес места жительства. Эта информация может потребоваться для вызова их на судебный процесс в качестве свидетелей, если спор не решится на досудебной стадии.

– Если рядом есть камеры видеонаблюдения, например на близлежащем магазине, – собираем записи. Чем быстрее вы обратитесь за сбором копий – тем лучше, так как некоторые видеоархивы хранятся всего несколько суток.

Оцениваем ущерб

Проводим оценку ущерба – обращаемся в оценочное бюро. Оценка рассчитывается без износа, то есть, если речь идет о поврежденном автомобиле, детали должны быть рассчитаны как новые. Я не рекомендую сразу приступать к ремонту, так как в ходе судебных тяжб может быть назначена судебная экспертиза или оценка повреждений (если вы ее не делали); нередко назначается и повторная оценка. В спорной ситуации, когда имущество отремонтировано, часто не представляется возможным провести экспертизу и/или оценку ущерба, что может поставить под угрозу вашу победу.

По возможности проводим экспертизу источника ущерба – это может быть жилой дом или его часть, упавшее дерево, дорожный знак и т. д. Нужно установить, по какой причине произошел инцидент. Например, штукатурка со стены обвалилась из-за ненадлежащего содержания дома управляющей компанией; часть остекленной лоджии жилого дома обрушилась из-за некачественного монтажа конструкции собственником квартиры; упавшее дерево могло быть больным (гнилым) и должно было быть давно спилено управляющей компанией, как угрожающее жизни и здоровью людей. Данную экспертизу можно назначить и в судебной плоскости, если с причинителем ущерба миром договориться не получилось. Однако велика вероятность, что к моменту судебной стадии экспертам уже нечего будет обследовать: часть жилого дома окажется отреставрирована, лоджия установлена надлежащим образом, а от дерева не останется и пня.

Устанавливаем виновника

Следующий этап – устанавливаем виновное лицо (ответчика). Упавшие деревья – практически всегда ответственность управляющей компании. Если ущерб причинен глыбами снега, льда, строительным мусором, штукатуркой, то нужно выяснить, откуда они упали. С крыши жилого дома – это ответственность управляющей компании или собственника здания (например, торгового центра или отдельно стоящего павильона). С балкона, лоджии или террасы, из окна квартиры – ответственность собственника жилья.

Предъявляем претензию

Следующий этап – соблюдение претензионного порядка. Споры могут закончиться на возмещении ущерба в добровольном порядке. Правда, из моей личной практики, такое происходит крайне редко: виновник готов компенсировать добровольно лишь часть требований, как правило в несколько раз меньше фактической суммы ущерба и дополнительных трат, что не устраивает пострадавшую сторону.

Пострадавший направляет виновнику ущерба претензию в письменном виде заказным письмом с уведомлением о вручении. В претензии описывается инцидент и прикрепляются доказательства: справка с места ДТП или протокол осмотра места происшествия (копии); ваши материалы фото- и видеосъемки (можно на диске или в распечатанном виде); акт оценки ущерба и/или заключение экспертизы (в копиях) с копиями договоров и документов, подтверждающих траты на эти услуги; записи с камер наблюдения (на диске); документы, подтверждающие право собственности на имущество, которому причинен ущерб; справка от врача, подтверждающая моральный вред (копия, если заявляются требования о компенсации морального вреда).

В претензии указываем требование возместить сумму ущерба. Также можно требовать возмещения морального вреда и иных издержек, связанных со спором: платы за услуги юриста, эксперта-оценщика, врача-невролога, лекарства, затрат на отправку корреспонденции и т. д. После требований указываем срок на добровольное их исполнение – как правило, 14 дней с момента получения претензии. Для перечисления денежных средств указываем номер расчетного счета в банке либо просим передать их наличными.

Идем в суд

Если претензию проигнорировали либо ответ на нее вас не удовлетворил – обращайтесь в суд. Содержание иска по большому счету дублирует претензию со всеми обстоятельствами, приложенными доказательствами и нормативной базой, но есть нюансы. К иску прикладываются копии вашей претензии и ответа на нее, если он был; доказательства отправки и получения претензии (копии чека на отправку корреспонденции, описи вложенного и распечатка с сайта Почты России по трек-номеру, подтверждающая получение претензии ответчиком или сам факт отправки вами претензии, если ответчик уклонился от получения корреспонденции); оригинал квитанции об уплате госпошлины. При этом когда спор идет в контексте защиты прав потребителей или в контексте возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, то пошлину платить не надо (полный список льгот содержится в статье 333.36 НК РФ). К иску в суд также прикладывается чек и описи вложенного в конверты на отправку искового заявления с приложениями остальным участникам процесса.

В какой суд обращаться? Общее правило обращения в суд – по месту нахождения ответчика. Если иск вытекает из защиты прав потребителей, потребитель вправе обратиться в суд по своему месту жительства или по месту пребывания заключенного и/или исполняющегося договора, кроме случаев подачи групповых (коллективных) исков – такие споры рассматриваются по адресу ответчика.

Если спор идет о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, иск может быть предъявлен в суд по месту жительства истца или месту причинения вреда.

Суд для обращения с иском может быть мировым или районным. Мировые суды рассматривают споры, вытекающие из имущественных отношений, при цене иска до 50 тыс. руб.; если спор вытекает из защиты прав потребителей – до 100 тыс. руб. Обращаю внимание, что в одном районе города могут находиться несколько участков мировых судей, за каждым участком закреплена конкретная территория с указанием улиц и номеров домов. Перед обращением в суд уточнить необходимый участок мировых судей вы можете на сайте суда или по телефону приемной суда.

Когда цена иска больше указанных лимитов, спор подлежит рассмотрению в районном суде в качестве суда первой инстанции. Реквизиты для уплаты госпошлины можно посмотреть на сайте конкретного суда, куда вы обращаетесь с иском; там же часто имеется калькулятор для расчета пошлины.


Автор материала: Юрий Кочергин, юрист, «Центр юридического сопровождения», Санкт-Петербург

тел. +7 (812) 999-6374 +7 (983) 547-9595


Текст: Партнерский материал    Фото: ru.freepik.com   

Хотите получать
свежие новости BN.ru?
Подпишитесь!
email:
Нажимая «подписаться» вы подтверждаете, что согласны с Договором Оферты и Политикой конфиденциальности.
Подтвердите подписку!
Мы отправили вам письмо со ссылкой подтверждения.
Если в течение 15 минут вы не получили письмо:
– Посмотрите, пожалуйста, в папке "Спам".
– Проверьте, правильно ли вы написали свой адрес