Сегодня на территории России насчитывается около 350 тыс. кв. м выставочных площадей. По данным Международного союза выставок и ярмарок, площадь российских выставочных комплексов варьируется от 1 до 5 тыс. кв. м. Существует также небольшое количество объектов, достигающих
10 тыс. кв. м и более. Для сравнения: средний размер аналогичных комплексов за рубежом составляет не менее 100 тыс. кв. м.

В условиях конкуренции выиграют те объекты, в которых качество и количество предлагаемых выставочных и сервисных услуг отвечает мировым стандартам.
В России имеется не более 15 выставочных центров, соответствующих техническим требованиям Союза международных ярмарок. Самые крупные из них находятся в Москве и Петербурге (см. табл. 1).

Выставочная деятельность в Петербурге, по данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), развивается
довольно динамично. Объем реальных услуг в этой сфере за прошедший год составил 5 млрд рублей. А к 2007 году данный показатель прогнозируется на уровне 7–8 млрд рублей.

В минувшем году в выставках, прошедших на территории города, приняли участие более 20 тыс. экспонентов из 50 государств мира. Данные показатели в отрыве от реальной ситуации, складывающейся на рынке, могли бы показаться более чем оптимистическими. Но, как часто бывает, специалисты рынка не столь однозначны в своих оценках. По их мнению, в Северной столице по-прежнему сохраняется монополия на выставочную деятельность.

1. Основные специализированные выставочные комплексы России*

Название

Месторасположение

Закрытые площади, кв. м

Открытые площади, кв. м

ГАО «Всероссийский выставочный центр»

Москва

108 500

158 100

ЗАО «Экспоцентр»

Москва

65 000

35 000

ОАО «Ленэкспо»

Санкт-Петербург

25 000

60 000

ООО «КВЦ «Сокольники»

Москва

16 000

5 000

ГП «Центр «Москва»

Москва

15 000

2 000

 * По данным исполнительной дирекции Международного союза выставок и ярмарок

Неестественная монополия

Действующие в настоящее время в Петербурге выставочные объекты, по данным ООО «Астера», можно разделить на три вида. Во-первых, это профессиональные выставочные комплексы, изначально возведенные для организации кратковременных универсальных, а также специализированных выставок и ярмарок. Под эту категорию подпадает только один объект – выставочное объединение «Ленэкспо».

К другому типу выставочных помещений относят комплексы с постоянно действующей экспозицией. Чаще всего они принадлежат какому-либо одному крупному предприятию и в большей степени нацелены на выполнение торговой, а не экспозиционной функции.

Третья категория выставочных объектов на сегодня самая многочисленная. Она представляет собой помещения, которые не были изначально приспособлены для проведения выставок: дворцы культуры и спорта, производственные площадки, склады и др.

Общая площадь закрытых объектов, в которых проводятся выставки, достигает 50 тыс. кв. м (см. табл. 2). Однако эта цифра относительна, поскольку специалисты рынка по-разному оценивают качественную составляющую выставочных площадок. Сомнений не вызывает лишь один факт – на протяжении не одного десятка лет единственным специализированным выставочным комплексом Петербурга является ВО «Лен­экспо». История этого объекта началась в августе 1968 года, когда специально для выставки «Инрыбпром» на Васильев­ском острове были возведены шесть павильонов общей площадью около 24 тыс. кв. м. Позднее на базе отстроенного комплекса создали Ленинградское отделение «Экспоцентра». Руководство его деятельностью осуществлялось из Москвы, и выставки проводились достаточно редко. Лишь в 1989 году статус первого петербургского выставочного центра кардинально изменился. По решению Ленгорисполкома было создано «Внешнеэкономическое хозрасчетное выставочное объединение «Ленэкспо». А спустя еще четыре года выставочный комплекс из госструктуры преобразовался в независимое акционерное общество.

Сегодня ОАО «Ленэкспо» является лидером рынка выставочно-ярмарочной деятельности Петербурга. В его состав входят семь павильонов на берегу Фин­ского залива и два здания на проспекте Просвещения. В минувшем году балансовая прибыль от основной деятельности предприятия составила более 27 млн рублей и по сравнению с 2003 годом увеличилась на 24%. В настоящее время в выставках ОАО «Ленэкспо» ежегодно принимают участие около 6 тыс. экспонентов из более чем 60 стран. Посещают их более 1,4 млн человек.

В прошлом году началось строительство нового павильона ВО «Ленэкспо». По проекту его площадь составит 12 тыс. кв. м.
В составе объекта предусмотрен конгресс-зал на 1,2 тыс. человек. Объем инвестиций в проект – около $10 млн.

По словам генерального директора ОАО «Ленэкспо» Сергея Алексеева, открытие нового павильона планируется в середине сентября этого года. «Объект необходимо ввести в эксплуатацию именно в начале осени. Существует запрос на проведение в сентябре сразу двух выставок, нехватка площадей для которых составляет 70%», – отмечает он.

2. Выставочные площади Санкт-Петербурга*

Название

Адрес

Экспозиционная площадь, кв. м

ВО «Ленэкспо»

Гавань, Наличная ул.

25 000

СКК «Петербургский»

Пр. Юрия Гагарина, 8

10 000

ЦВЗ «Манеж»

Исаакиевская пл., 1

4 380

Михайловский Манеж

Манежная пл., 2

4 300

СКК «Юбилейный»

Пр. Добролюбова, 18

4 100

ИВЦ Северо-Запада

Пл. Победы, 2

3 000

КВЦ «Евразия»

Ул. Капитана Воронина, 13

1 400

 * По данным ООО «Астера»

Контрагенты – арендаторы

Основными контрагентами ОАО «Лен­экспо» являются ЗАО «ВО «Рестэк», ЗАО «Примэкспо», ЗАО «Балтэкспо», ООО «Балтийский дом» и ООО «Фирма «Омега».

Данные компании нередко арендуют выставочные площади у своего прямого конкурента. Ставка аренды павильонов ОАО «Ленэкспо» сегодня достигает
$3/кв. м в день.

Кроме того, указанные выше фирмы проводят выставки на площадях СКК «Петербургский», Михайловского Манежа, ЦВЗ «Манеж», ИВЦ Северо-Запада и др.

Спортивно-концертный комплекс «Петербургский» был построен в 1980 го­ду и относится к категории помещений, изначально не приспособленных для проведения выставок. Но в недалеком будущем руководство СКК планирует пристроить к существующему зданию выставочный зал общей площадью 40 тыс. кв. м. Часть нового помещения будет отдана под конгресс-холл.

Михайловский Манеж – одна из старейших выставочных площадок города. Первая выставка здесь состоялась еще в XIX веке. В 1995 году был проведен комплекс реставрационно-ремонтных работ. Теперь помимо выставочных площадей в здании расположен конференц-зал на
100 человек и кафе (50 посадочных мест).

Здание бывшего Конногвардейского манежа, в котором расположен ЦВЗ «Манеж», возведено двести лет назад. В1973 го­ду оно также подверглось реконструкции и было переоборудовано под выставочный зал. Однако в «Манеже» проводятся в основном некоммерческие художественные выставки. Площади предоставляются участ­никам бесплатно, поскольку финансирование проектов осуществляет городское правительство. В 2001 году открылся филиал «Манежа» на Казначейской улице, 13. Новое помещение предназначено для научной подготовки экспозиций и проведения выставок. В «Манеже» не исключают предоставление площадей в аренду для коммерческих мероприятий. Однако, как уверяет руководство ЦВЗ, это является скорее исключением, чем правилом.

Здание ИВЦ Северо-Запада было построено в 1987 году. Но статус информационно-выставочного центра оно получило лишь десять лет спустя. Помимо выставочных площадей он включает пять конференц-залов (от 100 до 550 мест) для проведения конгрессов и форумов.

По данным ООО «Астера», арендные ставки на выставочные площади в Петербурге варьируются от $1,5 до $3 за кв. м в день. Загрузка существующих объектов в течение года составляет примерно 50%.

Сегодня на городском рынке услуги в области организации выставок оказывают несколько десятков компаний. Однако лидерами в данной области являются около пяти фирм. Среди них ОАО «Ленэкспо», ЗАО «ВО «Рестэк», ООО «Примэкспо», ЗАО «Балтэкспо» (см. табл. 3). Основными требованиями, которые предъявляют компании-организаторы к выставочным центрам, являются соответствие техническим параметрам (высота потолков, мощность электросети) и местоположение объекта (близость к метро и центральным городским магистралям, наличие парковок и подъездов). Большим спросом пользуются и дополнительные услуги – организация конференций, питания, изготовление визиток и др.

3. Основные организации, осуществляющие выставочную деятельность в Санкт-Петербурге*

Название

Доля на рынке, %

2000

2001

2002

2003

2004

ОАО «Ленэкспо»

49

44

42

43

43

ЗАО «ВО «Рестэк»

29

30

33

32

32

ООО «Примэкспо»

8

9

11

13

11

ЗАО «Балтэкспо»

2

2

3

3

4

 * По данным ОАО «Ленэкспо»

Новые старые приоритеты

По оценке специалистов КЭРППиТ, в настоящее время доля Петербурга на выставочном рынке России составляет не более 12% (еще 80% приходится на Моск­ву). Отставание от столицы наблюдается не только по общему количеству выставочных комплексов, но и по их размерам. По словам заместителя председателя комитета Юрия Ракова, площадь закрытых выставочных площадок Моск­вы составляет около 260 тыс. кв. м.

«В нашем городе под всю экспозиционную деятельность отведено всего 215 тыс. кв. м, из них 50 тыс. кв. м – площадь закрытых комплексов», – утверждает он.

С целью развития рынка выставочной деятельности Петербурга КЭРППиТ разработал целевую программу – в конце прошлого месяца она была рассмотрена на заседании городского правительства. В ней есть план организационно-технических мероприятий до 2007 года, на реализацию которых планируется потратить 13 млн рублей. Как уверяют чиновники, если программа будет действовать, то уже в ближайшие три года налоговые поступления в городской бюджет от деятельности субъектов выставочно-ярмарочной деятельности увеличатся на 50%.

Свои предложения по совершенствованию выставочной деятельности в Северной столице готовы озвучить и участники рынка. Так, по мнению генерального директора ЗАО «ВО «Рестэк» Сергея Трофимова, городу совместно с Москвой необходимо подать заявку на проведение международной выставки «ЭКСПО», которая состоится в 2015 году. Заявка первопрестольной на проведение этого мероприятия в 2010 году была отклонена. Москвичи рассчитывали заработать на выставке $11 млрд. А выигравшая Япония планирует довести эту сумму до $20 млрд. «ЭКСПО» дает возможность стране проведения этого мероприятия стать одним из ведущих международных центров выставочной деятельности», – считает г-н Трофимов.

В свою очередь гендиректор ОАО «Лен­экспо» уверен, что в дальнейшем городу необходимо развивать только один проект в сфере выставочной деятельности. Нетрудно догадаться, какой. По словам г-на Алексеева, сегодня в Петербурге ежегодно проходит более 120 выставок, хотя даже в Париже – не более 80. «Переизбыток выставочных мероприятий сказывается на их качестве. В ближайшие 20–30 лет в городе максимальная потребность в выставочной площади составит 60 тыс. кв. м. Все остальное – нерентабельно», – утверждает он. ОАО «Ленэкспо» рассчитывает получить участок площадью 20 га в Галерной гавани под строительство нового выставочного комплекса. В настоящее время территория занята военно-морской базой, переговоры о перебазировании которой уже ведутся.

В целом, разработанную КЭРППиТ программу городская администрация одобрила. Но губернатор поручила профильным комитетам обсудить вместе с директорами выставочных комплексов предложения по строительству новых площадок и озвучить их до конца года. Специалисты и чиновники уверены, что Петербургу необходимы крупноформатные многофункциональные выставочные центры. Однако будет ли это новый павильон для ВО «Ленэкспо» или проект другой компании, станет ясно в декабре нынешнего года. Именно тогда на заседании правительства будет рассмотрена уточненная концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Петербурге.