Сегодня на территории России насчитывается около 350 тыс. кв. м выставочных площадей. По данным Международного союза выставок и ярмарок, площадь российских выставочных комплексов варьируется от 1 до 5 тыс. кв. м. Существует также небольшое количество объектов, достигающих
10 тыс. кв. м и более. Для сравнения: средний размер аналогичных комплексов за рубежом составляет не менее 100 тыс. кв. м.
В условиях конкуренции выиграют те объекты, в которых качество и количество предлагаемых выставочных и сервисных услуг отвечает мировым стандартам.
В России имеется не более 15 выставочных центров, соответствующих техническим требованиям Союза международных ярмарок. Самые крупные из них находятся в Москве и Петербурге (см. табл. 1).
Выставочная деятельность в Петербурге, по данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), развивается
довольно динамично. Объем реальных услуг в этой сфере за прошедший год составил 5 млрд рублей. А к 2007 году данный показатель прогнозируется на уровне 7–8 млрд рублей.
В минувшем году в выставках, прошедших на территории города, приняли участие более 20 тыс. экспонентов из 50 государств мира. Данные показатели в отрыве от реальной ситуации, складывающейся на рынке, могли бы показаться более чем оптимистическими. Но, как часто бывает, специалисты рынка не столь однозначны в своих оценках. По их мнению, в Северной столице по-прежнему сохраняется монополия на выставочную деятельность.
1. Основные специализированные выставочные комплексы России*
| Название | Месторасположение | Закрытые площади, кв. м | Открытые площади, кв. м |
| ГАО «Всероссийский выставочный центр» | Москва | 108 500 | 158 100 |
| ЗАО «Экспоцентр» | Москва | 65 000 | 35 000 |
| ОАО «Ленэкспо» | Санкт-Петербург | 25 000 | 60 000 |
| ООО «КВЦ «Сокольники» | Москва | 16 000 | 5 000 |
| ГП «Центр «Москва» | Москва | 15 000 | 2 000 |
* По данным исполнительной дирекции Международного союза выставок и ярмарок
Неестественная монополия
Действующие в настоящее время в Петербурге выставочные объекты, по данным ООО «Астера», можно разделить на три вида. Во-первых, это профессиональные выставочные комплексы, изначально возведенные для организации кратковременных универсальных, а также специализированных выставок и ярмарок. Под эту категорию подпадает только один объект – выставочное объединение «Ленэкспо».
К другому типу выставочных помещений относят комплексы с постоянно действующей экспозицией. Чаще всего они принадлежат какому-либо одному крупному предприятию и в большей степени нацелены на выполнение торговой, а не экспозиционной функции.
Третья категория выставочных объектов на сегодня самая многочисленная. Она представляет собой помещения, которые не были изначально приспособлены для проведения выставок: дворцы культуры и спорта, производственные площадки, склады и др.
Общая площадь закрытых объектов, в которых проводятся выставки, достигает 50 тыс. кв. м (см. табл. 2). Однако эта цифра относительна, поскольку специалисты рынка по-разному оценивают качественную составляющую выставочных площадок. Сомнений не вызывает лишь один факт – на протяжении не одного десятка лет единственным специализированным выставочным комплексом Петербурга является ВО «Ленэкспо». История этого объекта началась в августе 1968 года, когда специально для выставки «Инрыбпром» на Васильевском острове были возведены шесть павильонов общей площадью около 24 тыс. кв. м. Позднее на базе отстроенного комплекса создали Ленинградское отделение «Экспоцентра». Руководство его деятельностью осуществлялось из Москвы, и выставки проводились достаточно редко. Лишь в 1989 году статус первого петербургского выставочного центра кардинально изменился. По решению Ленгорисполкома было создано «Внешнеэкономическое хозрасчетное выставочное объединение «Ленэкспо». А спустя еще четыре года выставочный комплекс из госструктуры преобразовался в независимое акционерное общество.
Сегодня ОАО «Ленэкспо» является лидером рынка выставочно-ярмарочной деятельности Петербурга. В его состав входят семь павильонов на берегу Финского залива и два здания на проспекте Просвещения. В минувшем году балансовая прибыль от основной деятельности предприятия составила более 27 млн рублей и по сравнению с 2003 годом увеличилась на 24%. В настоящее время в выставках ОАО «Ленэкспо» ежегодно принимают участие около 6 тыс. экспонентов из более чем 60 стран. Посещают их более 1,4 млн человек.
В прошлом году началось строительство нового павильона ВО «Ленэкспо». По проекту его площадь составит 12 тыс. кв. м.
В составе объекта предусмотрен конгресс-зал на 1,2 тыс. человек. Объем инвестиций в проект – около $10 млн.
По словам генерального директора ОАО «Ленэкспо» Сергея Алексеева, открытие нового павильона планируется в середине сентября этого года. «Объект необходимо ввести в эксплуатацию именно в начале осени. Существует запрос на проведение в сентябре сразу двух выставок, нехватка площадей для которых составляет 70%», – отмечает он.
2. Выставочные площади Санкт-Петербурга*
| Название | Адрес | Экспозиционная площадь, кв. м |
| ВО «Ленэкспо» | Гавань, Наличная ул. | 25 000 |
| СКК «Петербургский» | Пр. Юрия Гагарина, 8 | 10 000 |
| ЦВЗ «Манеж» | Исаакиевская пл., 1 | 4 380 |
| Михайловский Манеж | Манежная пл., 2 | 4 300 |
| СКК «Юбилейный» | Пр. Добролюбова, 18 | 4 100 |
| ИВЦ Северо-Запада | Пл. Победы, 2 | 3 000 |
| КВЦ «Евразия» | Ул. Капитана Воронина, 13 | 1 400 |
* По данным ООО «Астера»
Контрагенты – арендаторы
Основными контрагентами ОАО «Ленэкспо» являются ЗАО «ВО «Рестэк», ЗАО «Примэкспо», ЗАО «Балтэкспо», ООО «Балтийский дом» и ООО «Фирма «Омега».
Данные компании нередко арендуют выставочные площади у своего прямого конкурента. Ставка аренды павильонов ОАО «Ленэкспо» сегодня достигает
$3/кв. м в день.
Кроме того, указанные выше фирмы проводят выставки на площадях СКК «Петербургский», Михайловского Манежа, ЦВЗ «Манеж», ИВЦ Северо-Запада и др.
Спортивно-концертный комплекс «Петербургский» был построен в 1980 году и относится к категории помещений, изначально не приспособленных для проведения выставок. Но в недалеком будущем руководство СКК планирует пристроить к существующему зданию выставочный зал общей площадью 40 тыс. кв. м. Часть нового помещения будет отдана под конгресс-холл.
Михайловский Манеж – одна из старейших выставочных площадок города. Первая выставка здесь состоялась еще в XIX веке. В 1995 году был проведен комплекс реставрационно-ремонтных работ. Теперь помимо выставочных площадей в здании расположен конференц-зал на
100 человек и кафе (50 посадочных мест).
Здание бывшего Конногвардейского манежа, в котором расположен ЦВЗ «Манеж», возведено двести лет назад. В1973 году оно также подверглось реконструкции и было переоборудовано под выставочный зал. Однако в «Манеже» проводятся в основном некоммерческие художественные выставки. Площади предоставляются участникам бесплатно, поскольку финансирование проектов осуществляет городское правительство. В 2001 году открылся филиал «Манежа» на Казначейской улице, 13. Новое помещение предназначено для научной подготовки экспозиций и проведения выставок. В «Манеже» не исключают предоставление площадей в аренду для коммерческих мероприятий. Однако, как уверяет руководство ЦВЗ, это является скорее исключением, чем правилом.
Здание ИВЦ Северо-Запада было построено в 1987 году. Но статус информационно-выставочного центра оно получило лишь десять лет спустя. Помимо выставочных площадей он включает пять конференц-залов (от 100 до 550 мест) для проведения конгрессов и форумов.
По данным ООО «Астера», арендные ставки на выставочные площади в Петербурге варьируются от $1,5 до $3 за кв. м в день. Загрузка существующих объектов в течение года составляет примерно 50%.
Сегодня на городском рынке услуги в области организации выставок оказывают несколько десятков компаний. Однако лидерами в данной области являются около пяти фирм. Среди них ОАО «Ленэкспо», ЗАО «ВО «Рестэк», ООО «Примэкспо», ЗАО «Балтэкспо» (см. табл. 3). Основными требованиями, которые предъявляют компании-организаторы к выставочным центрам, являются соответствие техническим параметрам (высота потолков, мощность электросети) и местоположение объекта (близость к метро и центральным городским магистралям, наличие парковок и подъездов). Большим спросом пользуются и дополнительные услуги – организация конференций, питания, изготовление визиток и др.
3. Основные организации, осуществляющие выставочную деятельность в Санкт-Петербурге*
| Название | Доля на рынке, % | ||||
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
| ОАО «Ленэкспо» | 49 | 44 | 42 | 43 | 43 |
| ЗАО «ВО «Рестэк» | 29 | 30 | 33 | 32 | 32 |
| ООО «Примэкспо» | 8 | 9 | 11 | 13 | 11 |
| ЗАО «Балтэкспо» | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 |
* По данным ОАО «Ленэкспо»
Новые старые приоритеты
По оценке специалистов КЭРППиТ, в настоящее время доля Петербурга на выставочном рынке России составляет не более 12% (еще 80% приходится на Москву). Отставание от столицы наблюдается не только по общему количеству выставочных комплексов, но и по их размерам. По словам заместителя председателя комитета Юрия Ракова, площадь закрытых выставочных площадок Москвы составляет около 260 тыс. кв. м.
«В нашем городе под всю экспозиционную деятельность отведено всего 215 тыс. кв. м, из них 50 тыс. кв. м – площадь закрытых комплексов», – утверждает он.
С целью развития рынка выставочной деятельности Петербурга КЭРППиТ разработал целевую программу – в конце прошлого месяца она была рассмотрена на заседании городского правительства. В ней есть план организационно-технических мероприятий до 2007 года, на реализацию которых планируется потратить 13 млн рублей. Как уверяют чиновники, если программа будет действовать, то уже в ближайшие три года налоговые поступления в городской бюджет от деятельности субъектов выставочно-ярмарочной деятельности увеличатся на 50%.
Свои предложения по совершенствованию выставочной деятельности в Северной столице готовы озвучить и участники рынка. Так, по мнению генерального директора ЗАО «ВО «Рестэк» Сергея Трофимова, городу совместно с Москвой необходимо подать заявку на проведение международной выставки «ЭКСПО», которая состоится в 2015 году. Заявка первопрестольной на проведение этого мероприятия в 2010 году была отклонена. Москвичи рассчитывали заработать на выставке $11 млрд. А выигравшая Япония планирует довести эту сумму до $20 млрд. «ЭКСПО» дает возможность стране проведения этого мероприятия стать одним из ведущих международных центров выставочной деятельности», – считает г-н Трофимов.
В свою очередь гендиректор ОАО «Ленэкспо» уверен, что в дальнейшем городу необходимо развивать только один проект в сфере выставочной деятельности. Нетрудно догадаться, какой. По словам г-на Алексеева, сегодня в Петербурге ежегодно проходит более 120 выставок, хотя даже в Париже – не более 80. «Переизбыток выставочных мероприятий сказывается на их качестве. В ближайшие 20–30 лет в городе максимальная потребность в выставочной площади составит 60 тыс. кв. м. Все остальное – нерентабельно», – утверждает он. ОАО «Ленэкспо» рассчитывает получить участок площадью 20 га в Галерной гавани под строительство нового выставочного комплекса. В настоящее время территория занята военно-морской базой, переговоры о перебазировании которой уже ведутся.
В целом, разработанную КЭРППиТ программу городская администрация одобрила. Но губернатор поручила профильным комитетам обсудить вместе с директорами выставочных комплексов предложения по строительству новых площадок и озвучить их до конца года. Специалисты и чиновники уверены, что Петербургу необходимы крупноформатные многофункциональные выставочные центры. Однако будет ли это новый павильон для ВО «Ленэкспо» или проект другой компании, станет ясно в декабре нынешнего года. Именно тогда на заседании правительства будет рассмотрена уточненная концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Петербурге.