В минувшем году, по данным компании «МИК «ГОРТИС», городские дилеры продали новых автомобилей на сумму, составляющую почти $1,5 млрд. Из них $940-960 млн приходится на иномарки (в 2003 г. этот показатель составлял $580 млн). Всего в городе было реализовано более 40 тыс. автомобилей иностранного производства. Лидерами по-прежнему остаются Toyota (20%), Ford (17%), Hyundai (10%) и Mitsubishi (7%).

Увеличение покупательской способности населения в целом, а также развитие автокредитования существенно повлияли на увеличение объемов продаж легковых автомобилей. Это в свою очередь подтолкнуло дилеров к строительству новых автосалонов в Петербурге. В прошлом году такие объекты открывались практически каждый месяц, и объем рынка действующих центров по продаже автомобилей увеличился по сравнению с 2003 годом на 12-15%. Специалисты прогнозируют, что данная тенденция сохранится в ближайшие два-три года.

Точное количество

По данным компании Colliers International, в настоящее время в Петербурге действуют более 100 дилерских автосалонов от 60 компаний-продавцов (здесь и далее речь пойдет только о современных качественных автоцентрах, принадлежащих официальным дилерам). Наибольшее количество автосалонов, согласно маркетинговым исследованиям ЗАО «Евросиб», расположено в Московском, Красногвардейском, Фрунзенском, Приморском и Выборгском районах. Около 90% из них являются объектами нового строительства, остальные размещаются либо в реконструированных зданиях, либо на первых этажах жилых домов. По различным данным, в минувшем году в эксплуатацию было введено 20-25 автосалонов. Наиболее крупные из них - объекты, принадлежащие ООО «Gregory’s cars», ЗАО «Аларм-Моторс», ООО «Аксель-Кар», ЗАО «Евросиб» и ее дочерней структуре - ЗАО «Мультимоторс» (см. таблицу на стр.). Большинство открывшихся салонов помимо продажи и технического обслуживания легковых автомобилей предлагают клиентам и некоторые дополнительные услуги (кредитование, страхование, послепродажный сервис, регистрацию государственных номеров в ГИБДД и др.), поскольку зачастую этого требует корпоративный стандарт автопроизводителей. По мнению управляющего директора центра «Евросиб Лахта» Александра Малахова, повышение качества обслуживания клиентов является единственной выигрышной стратегией на конкурентном рынке. «Конкуренцию за счет снижения цен ограничивает автопроизводитель, поэтому привлечь клиентов, которые становятся все более требовательными, можно только предлагая им какие-либо новые, а главное, качественные услуги», - утверждает он.

Смешивая брэнды

Несмотря на то что большинство производителей по-прежнему требуют от дилеров соблюдения правила «один салон - один брэнд», главная тенденция ушедшего года - появление мультибрэндовых автоцентров. По словам брэнд-менеджера ЗАО «Мультимоторс» Елены Ростовой, такие автосалоны предлагают больше возможностей для клиентов с точки зрения выбора, то есть широты ассортимента и экономии времени. Кроме того, мультибрэндовые центры позволяют дилеру охватить более широкий сегмент рынка.

До последнего времени продавать в таких салонах свою продукцию в основном разрешали только корейские и российские производители. По мнению большинства специалистов, собирать под одной крышей можно только марки автомобилей низкого и среднего ценового сегмента. Для марок же более высокого класса такая политика неприемлема. «Важна атмосфера, в которой продаются наши автомобили, и сервис, которым они обеспечены. Воссоздать это в мультибрэндовом центре невозможно», - утверждает менеджер компании «Volkswagen Россия» Андрей Гордасевич.

Однако все большее число автопроизводителей делают исключения из вышеупомянутого правила для некоторых мультибрэндовых центров. При условии, что в таких объектах будут выставляться только брэнды, принадлежащие одному производителю. По такому пути пошли General Motors и Ford Motor Company. В конце апреля текущего года открылся автосалон, принадлежащий ЗАО «Мультимоторс» (дочерняя структура ЗАО «Евросиб»), в котором будут продаваться сразу пять марок концерна General Motors - Opel, Chevrolet, Saab, Hummer и Cadillac. Эти же марки будут представлены и в строящемся автоцентре ЗАО «Лаура» на Выборгском шоссе. А рядом с ним компания построит еще и салон по продаже автомобилей Subaru. По словам генерального директора ЗАО «Лаура» Михаила Логутенко, несмотря на то, что большинство автопроизводителей пока выступают против мультибрэндовых центров, со временем они будут вынуждены смириться с существованием мультибрэнда ради увеличения объемов продаж. Кроме того, автодилеры находят способы обойти запрет на мультибрэндовые центры. Одним из них является строительство автосалонов разных марок практически вплотную друг к другу. За примерами далеко ходить не надо. Тот же «Мультимоторс» был построен рядом с дилерским центром «Евросиб-Лахта», торгующим автомобилями BMW. А на Витебском проспекте были возведены сразу три автосалона, торгующих разными марками. ЗАО «Рольф» представляет здесь два дилерских центра – Ford и Mitsubishi, а компания «Логоваз-Нева» рядом открыла автоцентр «Звезда Невы».

Жесткий стандарт

Еще одна проблема, с которой сталкиваются участники петербургского авторынка –ужесточение корпоративных стандартов со стороны производителей автомобилей. Из-за этого многие небольшие дилерские компании вынуждены даже уходить с рынка.

Самыми строгими считаются дилерские стандарты General Motors. Каждая марка этого концерна требует особых правил продажи. Например, салон по реализации автомобилей Opel должен быть площадью не менее 400 кв. м и оформлен в особой цветовой гамме (светлый потолок, темный пол). А автомобили Saab можно продавать только под блестящим металлическим потолком.

Сервисная служба и отдел продаж автомобилей Nissan должны находиться в одном автосалоне, помещение и земля под ним - быть собственностью дилера. Кроме того, все городские автоцентры этой марки оформляются по единым стандартам. Кстати, в этом году для удовлетворения данных требований все дилеры Nissan в Петербурге (ООО «Автопродикс», ООО «Автодом Росспан» и ООО «Аврора Авто») приступят к строительству новых автосалонов.

На применение единых стандартов перешли и российские производители. Два года назад АвтоВАЗ сформировал свои требования к дилерам: у каждого из них должен быть отдельный шоу-рум и станция техобслуживания, а также полный комплекс услуг по страхованию, кредитованию и послепродажному обслуживанию автомобилей.

Смена предпочтений

Происходят в последние годы на рынке торговли автомобилями и некоторые структурные изменения, связанные с пересмотром рядом производителей своей сбытовой политики. Сегодня они отдают предпочтение более крупным дилерам, которые помимо больших площадей в автосалонах могут предложить клиентам различные сервисные услуги на высоком качественном уровне. Так, в прошлом году сменил дилеров концерн Peugeot. Были расторгнуты контракты со всеми компаниями, занимающимися реализацией автомобилей этой марки  в Петербурге (ООО «Автоевросервис», ООО «ОСК» и ООО «Леон-Моторс»), и заключены соглашения с ООО «Автоцентр» и ООО «Конкорд».

От продажи Volvo в Петербурге по различным причинам пришлось отказаться ООО «Сигма-Авто» и ООО «Карлайн» (входит в состав московского холдинга «Рольф»). Однако с уходом старых дилеров Volvo появляются новые: сейчас в городе ведется строительство сразу двух автосалонов данной марки. Владельцем первого на Новгородской улице станет ООО «Смольнинский автоцентр», которое уже имеет один автосалон на Невском проспекте. Вторым дилером в ближайшее время станет ЗАО «Евросиб». Компания сейчас возводит автоцентр на Пулковском шоссе, в котором помимо Volvo будут продаваться Land Rover и Jaguar.

ООО «Классика» сменит на посту официального дилера автомобилей Volkswagen ООО «Павлов Моторс». Договор между «Фольксваген Групп Рус» и «Павлов Моторс» истек текущей весной и, вероятно, продлен не будет, поскольку в прошлом году дилер продал только 212 автомобилей из 350 запланированных.

Кроме того, сразу четыре дилера (ООО «Автомир», ООО «Мега-Авто», ООО «Логоваз СПб», ЗАО «Автостиль»), не выполнившие требования корпоративного стандарта, в конце 2004-го лишились права продажи автомобилей ОАО «АвтоВАЗ».

Зоны приоритета

Сегодня известно по крайней мере о двух десятках проектов по созданию новых автосалонов в Петербурге (см. таблицу на стр.). Более половины из них планируется реализовать уже в этом году. Автодилеры осваивают сразу несколько направлений для территориального размещения своих объектов. Во-первых, это Московский проспект и Пулковское шоссе. Здесь современные автоцентры уже возвели дилеры BMW, Ford, Toyota, Volkswagen и Lexus. В ближайшее время в районе данных магистралей появятся мультибрэндовые салоны ЗАО «Рольф», ООО «Арабика», ХК «Атлант-М» и ЗАО «Евросиб».

Второе не менее популярное направление – выезд из города в районе Приморского шоссе, а также улиц Савушкина и Школьной. Здесь уже построены салоны по продаже автомобилей Volvo, BMW, Toyota и Subaru. В ближайших планах как строительство дилерских центров (например, автосалон Volvo от ООО «Свид-Мобиль»), так и новых мультибрэндовых комплексов (ЗАО «Рольф»).

Третий вектор интереса автодилеров направлен на выезд из города по Выборгскому шоссе. Пока на этом направлении представлено относительно немного автосалонов. Однако в ближайшие год-полтора ситуация может кардинально измениться. На разных стадиях строительства находятся около 5 объектов. Среди них мультибрэндовые салоны ЗАО «Лаура» и ЗАО «Шувалово-Авто».

По словам генерального директора ЗАО «Аларм-Моторс» Романа Слуцкого, в дальнейшем наиболее перспективными для строительства новых автоцентров будут проспект Энергетиков, а также Кировский и Красносельский районы.

Помимо этих территорий, определенный интерес для дилеров представляют южные окраины города - Таллинское и Петергофское шоссе. А в перспективе, по мере ввода участков КАД, следует ожидать активизации строительства автосалонов у этой магистрали. Восточное полукольцо обещают замкнуть к концу нынешнего года. К 2007-2008 годам, по мнению специалистов, вдоль него сформируется новая дилерская зона.

1. Объемы продаж первичного рынка легковых автомобилей в Петербурге*

 

Год

Объем продаж, $ млрд

2003

около 1,1

2004

1,4-1,44

2005 (прогноз)

1,55-1,65

2006 (прогноз)

1,8-1,9

* по данным компании «МИК «ГОРТИС»

2. Объемы реализации новых иномарок в Петербурге за 2004 год* 

Марка

Объем реализации, %

Toyota

20

Ford

17

Hyundai

10

Mitsubishi

7

Nissan

6

Daewoo

4

Renault

4

Opel

3

Mazda

3

Peugeot

3

Volkswagen

3

Другие

20

Итого

100 (40-41 тыс. штук)

 * по данным компании «МИК «ГОРТИС»

3. Объемы продаж новых иномарок в Петербурге за 2004 год* 

Марка

Объем продаж, %

Toyota

27

Ford

13

Hyundai

7

Mitsubishi

6

Nissan

5

Volkswagen

3

Opel

3

BMW

3

Mazda

3

Land Rover

3

Subaru

2

Lexus

2

Renault

2

Другие

21

Итого

100 ($940-960 млн)

 * по данным компании «МИК «ГОРТИС»

 4. Некоторые автосалоны Петербурга, введенные в эксплуатацию в 2004 - начале 2005 года* 

Дилер

Адрес

Общая площадь, кв. м

Реализуемые марки автомобилей

Объем инвестиций, $ млн

ООО «Аксель-Кар Пулково»

Шереметьевская ул., 17

5 200

Toyota

10

ООО «Аксель-Кар Пулково»

Шереметьевская ул., 17

Lexus

ЗАО «Евросиб»

Ул. Савушкина, 112

4 000

BMW, MINI

8

ЗАО «Мультимоторс»

Ул. Савушкина, 112

5 000

Opel, Chevrolet, Saab, Cadillac, Hummer

6

ЗАО «Аларм-моторс»

Пересечение Выборгского шоссе и пр. Просвещения

2 500

Ford

3,2

ООО «Автоцентр»

Пр. Энгельса, 35

1 900

Peugeot

2,6

ООО «Автоцентр «Пулково»

Пулковское шоссе, деловая зона Пулково-3

5 300

Volkswagen

2,5

ООО «Сигма Спорт»

Московский пр., 79

Нет данных

Porsche

2

ЗАО «Русь-Авто»

Пр. Маршала Блюхера, 54А

 

Нет данных

SEAT

1,5

ЗАО «Лаура»

Ул. Симонова, 13

1 000

Chevrolet, Opel

0,5

ЗАО «Автоцентр Парнас»

Пр. Энгельса

4 500

Автомобили производства ОАО «АвтоВАЗ»

0,36

ЗАО «Ральф-АРТ дивижн»

Ул. М. Зеленина, 4

200

Honda

0,2

ООО «Gregory’s cars»

Выборгская наб., 55

14 000

Audi, BMW, Cadillac, Merсedes-Benz, Porsсhe и др.

Нет данных

ЗАО «Интер Авто Тим Лтд.»

Ул. Школьная, 96А

3 500

Toyota

Нет данных

ГК «Элекс-Полюс»

Левашовский пр., 13

Нет данных

Автомобили производства ОАО «АвтоВАЗ»

Нет данных

Нева-Автоком

Московский пр., 154

2 300

Volkswagen

Нет данных

 * по данным компаний и петербургских СМИ за период с января 2004 года по май 2005 года

4. Некоторые реализуемые в настоящее время в Петербурге проекты по созданию автосалонов* 

Дилер

Адрес

Общая площадь, кв. м

Реализуемые марки автомобилей

Объем инвестиций, $ млн

ООО «Олимп»

Пересечение Исполкомской ул. и Херсонской ул.

21 000

Mercedes, Chrysler, Jeep, Dodge, Smart, Toyota, Lexus, BMW, Renault

30

ХК «СТК»

Пр. Косыгина, 2

11 500

Renault, Nissan

10

ЗАО «Капитал-Авто»

 

Октябрьская наб.

Нет данных

Автомобили производства концерна General Motors

 

 

 

8

ЗАО «Капитал-Авто»

 

Пересечение Мурманского шоссе с КАД

10 000

Opel, Chevrolet,

Saab

ЗАО «Евросиб»

Пулковское шоссе

 

Нет данных

Volvo, Land Rover, Jaguar

8

 

ООО «Конкорд»

Пересечение Витебского пр. и Кузнецовской ул.

Нет данных

Peugeot

7,5

ХК «Атлант-М»

Пулковское шоссе, западнее д. 36

18 000

Hummer, Cadillac, Chevrolet, Saab, Opel

7

ЗАО «Лаура»

Выборгское шоссе

5 000

Opel, Chevrolet, Saab, Cadillac

 

7

ЗАО «Лаура»

Выборгское шоссе

2 000

Subaru

ООО «Свид-Мобиль»

 

Приморский пр., 52

 

Нет данных

Volvo

 

5

 

ООО «Аврора Авто»

Софийская ул.

Нет данных

Nissan

4

ООО «РРТ Юго-Запад»

Пересечение ул. Жукова и ул. Захарова

Нет данных

Нет данных

3-4

 

ЗАО «Прагматика»

Нет данных

Нет данных

Нет данных

3-4

 

ООО «Арабика»

 

Пересечение Пулковского шоссе и Штурманской ул.

Нет данных

Mercedes, Jaguar, Bentlеy, Rolls-Royсе, Porsche и др.

3

ООО «Классика»

Ул. Руставели

2 000

Volkswagen

3

ООО «Смольнинский автоцентр»

Новгородская ул., 8

Нет данных

Volvo

 

2

ООО «Пулково-Авто»

Стартовая ул., 5,

1 500

Skoda

2

ООО «Автоцентр Шкода»

 

 

 

Красногвардейский район (кв. 47 района Ржевка-Пороховые, Хасанская ул.)

4 000

Skoda

1,6-2

ОАО «Питер-Лада»

Кингисеппское шоссе

1 100

Нет данных

1,5

 

ООО «Автоцентр»

Хасанская ул.

Нет данных

Peugeot

1,5

ООО «Скарт Лтд»

Гражданский пр.

1 700

 

1,5

ЗАО «Шувалово-Авто»

Выборгское шоссе, севернее д. 31А, лит. А

4 300

Нет данных

Нет данных

ГК «Автомир»

Нет данных

4 700

 

Нет данных

Нет данных

ЗАО «Рольф»

Октябрьская наб.

2 000

Ford, Hyundai, Mitsubishi, Audi, Mazda, Volvo и др.

Нет данных

Ул. Савушкина

Нет данных

Пулковское шоссе

Нет данных

 * по данным компаний и петербургских СМИ за период с января 2004 года по май 2005 года