Васильевский остров по замыслу основателя Санкт-Петербурга императора Петра Великого должен был стать не только административным, но и главным торговым центром города. Для удобства подвоза товаров, а также для большей схожести с любезным царскому сердцу Амстердамом в 1710 году там начали рыть каналы (после краха идеи и засыпки в 1767 году ставшие знаменитыми Василеостровскими линиями). Там же, естественно, было решено разместить и биржу.

Но с этим заведением острову почему-то хронически не везло (занятно, но эта «традиция» парадоксальным образом дожила и до XXI века: в 2008 году здание новой товарно-сырьевой биржи было признано градостроительной ошибкой и «укорочено» на 2 этажа). Хотя первые биржевые сделки в Санкт-Петербурге были заключены практически сразу после основания города, при появлении первого же иностранного судна в ноябре 1703 года солидного здания биржи не существовало довольно долго.

Сначала купцы ютились в деревянных лавочках, затем в мазаных магазинах. Только к 1737 году на василеостровском берегу Малой Невы были построены каменные галереи так называемого Старого Гостиного Двора, где расположилась и биржа, несмотря на то, что здание было недостаточно удобно для этой цели.

Градостроительная ошибка великого Кваренги
В конце 1781 года императрица Екатерина II принимает решение построить для биржи особое здание на Стрелке Васильевского острова, которая хоть и располагалась непосредственно напротив окон Зимнего дворца, в ту пору фактически представляла собой пустырь. Учитывая столь знаковое месторасположение объекта, царица держала строительство под личным контролем.

Архитектором здания стал никто иной, как знаменитый Джакомо Кваренги. Напомним, его авторству принадлежат такие шедевры русского классицизма, как Александровский дворец в Царском Селе, Академия наук, Эрмитажный театр, Мариинская больница для бедных, Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге и многие другие здания.

Зодчий выполнил проект, который предусматривал возведение массивного двухэтажного, овального в плане строения, покоящегося на гранитном цоколе, покрытом мощным рустом, с высокими входами, осененными шестиколонными портиками ионического ордера под треугольными фронтонами. Разработка получила Высочайшее утверждение, и строительство биржи началось в 1784 году.

Между тем сам Джакомо Кваренги считал этот проект своей творческой неудачей. Главной ошибкой, очевидно, была ориентация фасада здания на Зимний дворец, обусловленная желанием Екатерины Великой иметь «вид из окна». В результате получилось здание, которое не могло сформировать вокруг себя единый гармоничный архитектурный ансамбль.

Строительство идет вплоть до 1788 года, когда несообразность проекта ландшафту, очевидно, стала ясна и самой императрице. Несмотря на то что к этому времени здание уже было подведено под крышу, она теряет к нему интерес и, мотивируя необходимостью денег для ведения войн с Османской империей (1787-1791 годов) и Швецией (1788-1790 годов), прекращает финансирование стройки.

Купцы, для которых возводилась биржа, также вкладываться в ее достройку не захотели, предпочитая собираться в расположенном неподалеку пакгаузе. В итоге в центре имперской столицы на долгие годы образовался грандиозный недострой. С одной стороны, власти поняли, что проект являлся, используя современную терминологию, градостроительной ошибкой, а с другой – неясно было, что делать, чтобы ошибку эту исправить. Даже Павел I, недолюбливавший наследие своей матери, не решился ни снести здание, ни выделить средства на его достройку.

Конец патовой ситуации положил молодой император Александр I. Этому в немалой степени поспособствовало то, что долгострой, в отсутствие современных методов консервации строительства, а также учитывая сырой петербургский климат, за почти два десятка лет «заморозки» проекта, стал все более явственно разрушаться. В итоге весной 1804 года «градостроительную ошибку» великого Джакомо Кваренги начали сносить.



Наверное, в наше время властям сложно было бы решиться на столь радикальный шаг: на объекте было освоено немало средств, деньги требовались и на демонтаж. С точки зрения современных представлений целесообразнее было как-то реконструировать объект, может быть, несколько изменив архитектурное решение, и разместить биржу в том здании, которое «исторически сложилось».

Но тогдашний подход отличался от нынешнего. Центр столицы – фасад империи – должен был быть застроен только первоклассными объектами. Со времен Петра Великого это рассматривалось как вопрос государственного престижа. Не случайно проекты всех значимых объектов в Санкт-Петербурге утверждались лично российскими государями. И чтобы убедиться в плодотворности такого подхода, достаточно совершить пешую прогулку по Северной столице (невзирая на ряд серьезных архитектурных потерь, понесенных городом после 1917 года).
Как бы то ни было, 23 июня 1805 года в присутствии Александра I и его семьи и при большом стечении народа состоялась торжественная закладка нового здания биржи, в которой участвовал и его архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон.

Шедевр Тома де Томона
Биржа на Стрелке Васильевского острова стала крупнейшим творением этого мастера русского ампира. Напомним, он также выполнил проекты Старого оперного театра Одессы, монумента Славы в честь 100-летия Полтавской битвы, мавзолея супругу-благодетелю в Павловске, реконструкции и расширения Большого театра в Санкт-Петербурге.

Над проектом нового здания биржи Жан-Франсуа Тома де Томон начал работать еще в 1801 году. К 1805 году им было подготовлено четыре варианта проекта. Они разнились в деталях, размерах и пропорциях, но в основе сохраняли общий замысел. Учитывая ошибки Джакомо Кваренги, Тома де Томон развернул главный фасад здания на «вилку» Невы (ракурс три четверти нимало не испортил вида из окна из Зимнего дворца). Кроме того он спроектировал не обособленное здание, а целостный архитектурный комплекс.



Зодчий создал на Стрелке Васильевского острова раскрытый в город, сомасштабный просторам Невы ансамбль, ставший значимым центром Санкт-Петербурга, включивший доминанту – здание биржи, а также площадь перед ней – с Ростральными колоннами и спусками к воде. Над колоннадой, обращенной к Неве, была помещена композиция «Нептун с двумя реками»; «Навигация с Меркурием и двумя реками» была установлена на противоположном фасаде. Скульптурные группы, украшающие здание, выполнены из пудожского камня скульптором Самсоном Сухановым.

В основном строительство было завершено к 1810 году. Но из-за Отечественной войны 1812 года и заграничных походов российской армии 1813-1814 годов работы существенно замедлилось. В итоге освящение и официальное открытие биржи состоялось лишь 15 июля 1816 года.
Тогда, в свежем выпуске «Достопамятностей Санкт-Петербурга», издававшихся Павлом Свиньиным, было помещено восторженное описание этого нового столичного здания. «Бордоская биржа, почитаемая самой великолепнейшей в Европе, должна уступить ныне в красоте и огромности новой С.-Петербургской бирже, которая кроме достоинств архитектуры имеет прелестнейшее и выгоднейшее местоположение», –  говорится в нем.

Схожее впечатление произвела новостройка и на других представителей общественности, отмечавших величавый вид здания, его строгую красоту, совершенство линий и пропорций.

Современники отмечали, что облик здания и его внутренняя отделка производили неизгладимое впечатление на всех, кто его посещал. «Здесь человеку даром не скажешь слова. Когда говорит, то идет торг, когда схватятся руками, то дело решено и – кораблю плыть в Новый Йорк или за мыс Доброй Надежды. Людей множество, но тихо; кругом жужжат, но не слышно громкого слова. Пробы товаров передаются от одного другому: их нюхают, пробуют на зуб, трут в руках, рассматривают на свет и – идут в другую комнату заключать условие», – писали «Достопамятности Санкт-Петербурга».

Тома де Томон не присутствовал при открытии шедевра, обессмертившего его имя: в 1813 году, обследуя здание Большого театра, архитектор упал с лесов и вскоре скончался от полученных травм. Но биржа, построенная на месте снесенной «градостроительной ошибки», вписала его имя в историю русского зодчества, став одним из классических открыточных видов Санкт-Петербурга, узнаваемых во всем мире.
После вывода торгового порта с Васильевского острова Биржа потеряла свою изначальную функцию. В 1889 году здесь состоялась первая в России промышленная выставка, на которой тогда были представлены только товары отечественного производства.

С 1940 года здание использовалось для размещения Военно-морского музея. Однако в 2007 году было принято решение использовать для его размещения Крюковы казармы, расположенные вдоль Крюкова канала, наб. реки Мойка и ул. Труда. Их реставрация завершилась в 2010 году, и теперь туда перебазируется экспозиция музея.

Ну а творение Тома де Томона, по всей видимости, вернет себе историческую функцию – в нем планируется разместить Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу. Тогда все вернется на круги своя, и в этом здании снова «человеку даром не скажешь слова».

Текст: Михаил Кулыбин