Едва в Санкт-Петербурге установилась минусовая температура, мы попросили у представителей одной из инжиниринговых компаний тепловизор и вместе со специалистом отправились на экскурсию по жилым кварталам. Мы решили оценить «тонкие места» жилых домов разных типов.
Наш выбор пал на вполне благополучный и респектабельный Московский район, точнее, на кварталы, расположенные близ перекрестка Ленинского и Московского проспектов. Именно здесь, как на выставке, представлены все типы городского жилья – от фешенебельных сталинок и хрущевок разной кондиции до произведений современного девелопмента с планарным остеклением и вентилируемыми фасадами. Отметим сразу: проблемы нашлись у всех, хотя при слабом «минусе» на улице они и некритичны. Тем не менее уже на текущей неделе синоптики обещают похолодание.
Холодные «хрущобы»: смотрим швы
Итак, начинаем экскурсию с «хрущевских» пятиэтажек, расположенных вдоль Ленинского проспекта близ пересечения с Варшавской улицей. Посеревшие за полвека эксплуатации панельные дома 507-й серии на мониторе прибора, благодаря ярким цветовым пятнам, выглядят не такими, как в жизни, а вполне «веселенькими». Тем не менее это обманчивое впечатление: цветовые пятна красных и оранжевых тонов на фоне чернильных стен как раз и показывают места теплопотерь.
«Типичное слабое место любой хрущевки – стык цоколя и перекрытия первого этажа», – комментирует Алексей Катаузов, главный инженер компании «Актив Хаус», специалист по тепловизионной диагностике. Спустя минуту, Алексей делает крупноплановый снимок окон первого этажа. Под ними отчетливо светятся красные пятна: расположенные под окнами радиаторы подогревают улицу
Тем не менее именно стыки панелей наружного стенового ограждения являются слабым местом любого панельного дома – и старого, и нового. И коль скоро, несмотря на качественные окна, утепленные входные двери и горячие батареи, квартира все равно вымораживается, причина скорее всего кроется в швах.
Точно такой же пятиэтажный «хрущевский» дом, расположенный по соседству, но с утепленным в рамках городской адресной программы санации фасадом, в инфракрасном спектре выглядит очень даже пристойно. На его фасаде нет цветовых пятен, показывающих повышенные теплопотери. Правда, в ходе нашей короткой экскурсии мы не смогли оценить качество установки окон. На улице – минус один, в доме, по всей видимости, неплохо топят: многие окна открыты и по этой причине практически все – «светятся».
Здесь придется сделать небольшое отступление. Если для владельца загородного коттеджа каждая забытая форточка, дыра в стене или мостик холода в виде куска арматуры оборачиваются лишними кубометрами газа или вязанками дров, то для обитателя хрущевки, даже санированной, преимущества эффективного утепления сведены на нет пережитками централизованного планирования времен развитого социализма. При отсутствии индивидуальных приборов учета тепла в квартирах (а их у нас, как правило, нигде нет) жильцы таких домов по-прежнему вынуждены оплачивать открытые окна соседей.
Панельные дома более позднего периода постройки (нам встретились в основном «брежневки» 504-й и 606-й серий) в общем и целом показали те же самые, вполне устранимые при небольшом ремонте фасадов дефекты межпанельных швов).
Самыми «печальными» на мониторе прибора выглядят пятиэтажки серии ГИ с наружными стенами из газобетонных панелей. Они и без тепловизора традиционно считаются самыми «холодными». На снимках в инфракрасном спектре такие дома, расположенные вдоль Кубинской улицы, похожи на рентген из травматологического пункта: у них виден весь скелет. Швы здесь, конечно, можно в очередной раз заделать, но «гуляющие» газобетонные плиты плохо держат строительный раствор в стыках. Радикальным решением (если речь не идет о сносе или реконструкции) может быть только качественный ремонт фасада с применением современных штукатурных систем.
Окна, которые подводят всех
Убеждение риэлторов в том, что в «сталинские» годы строили качественно, в ходе прогулки с тепловизором в общем и целом подтвердилось. Мы добросовестно обследовали стены и углы «сталинок» вдоль Московского проспекта, но криминальных мостиков холода, трещин и «сифонящих» углов не нашли. Хотя, надо сказать, нам просто повезло: такие дефекты в жилищном фонде того периода все-таки встречаются.
Зато тонким местом всех без исключения обследованных нами фасадов «сталинок» оказались окна: и традиционные оконные блоки в деревянных рамах, и металлоопластиковые рамы со стеклопакетами. Между тем фасад практически любого старого, но приличного дома – зачастую настоящая выставка достижений оконных производителей. Деревянные рамы в них соседствуют с разными металлопластиковыми профилями, а однокамерные стеклопакеты – с трехкамерными. Так вот, возьмите на заметку: за производителями и установщиками окон нужен глаз да глаз. Их недобросовестная работа может свести на нет преимущества самых добротных фасадных систем.
Еще один спектр теплофизических проблем, типичных для сталинских домов и объектов старого фонда, – холодные чердаки, текущие крыши, некачественное утепление мансард и прочие факторы, ведущие к повышенному «сосулеобразованию». Но эта тема ждет отдельного исследования. Поэтому возвращаемся к окнам.
Нетиповые проблемы монолитно-кирпичных домов
Насколько качественно строят сегодня? Поскольку мы гуляли по вполне фешенебельному району, то и новые дома нам в основном попадались нетиповые. Относительно «свежий» кирпичный дом на Варшавской улице показал стандартную «болячку» – продуваемый угол. А кирпично-монолитные дома, введенные в эксплуатацию уже в нашем десятилетии, увы, тоже оказались далекими от совершенства.
Впрочем, следует отдать должное, даже с приходом холодов жильцы осмотренных нами домов скорее всего не замерзнут, а все выявленные нами проблемы – решаемы преимущественно «домашними» средствами: в одних случаях при помощи баллона монтажной пены и штукатурного раствора, в других – грамотно составленными претензиями к монтажникам, строителям и представителям обслуживающих организаций. Но все это – тема отдельного разговора.