– Недавно ваша компания выиграла тендер на поставку строительных материалов для петербургского метрополитена. Это первая победа СТД «Петрович» или ранее компания получала крупные контракты?

Если речь идет о конкурсах, которые проводят госорганы, то мы не первый раз участвуем в подобных тендерах, в том числе и тех, что проводил «Метрополитен». Мы даже выигрывали некоторые из них, но, если говорить о поставках для метрополитена, это были менее значимые победы, в пределах 1 млн рублей. Нынешний контракт самый крупный тендер, который выиграла компания.

Почему Вам ранее не удавалось победить?
Тендерная система имеет свои нюансы. Многие государственные заказчики, проводящие тендер, стремятся найти одного поставщика на всю номенклатуру товара. К примеру, мы можем закрыть 80% номенклатурных позиций, что составляет 98 % стоимости контракта. Оставшиеся 20% непрофильные позиции, которые мы поставить не можем. Зачастую это обстоятельство и не позволяло выигрывать тендеры. Сегодня на рынке существует несколько компаний, которые занимаются работой с заказами, можно сказать, что это их бизнес.

В этом смысле работать с коммерческими компаниями значительно проще, так как они более гибко подходят к вопросу закупок. Также у них иначе отработаны механизмы, которые использует тендерный комитет. Из крупных строителей мы поставляем стройматериалы в «ЮИТ Лентек», «Стройкомплекс», «Шанхайскую строительную корпорацию», «Интарсию» и др. И здесь ежегодно заключается уже более 30 контрактов, сопоставимых по размеру с последним соглашением с метрополитеном.

Для большинства горожан ваша компания ассоциируется с розничной торговлей, и вдруг крупные поставки. Это новое направление в развитии компании?

Нового ничего нет. Наша деятельность на 30% ориентирована на розничные продажи, остальное это работа с юридическими лицами. Среди наших клиентов кроме уже упомянутых крупных компаний есть и средние и небольшие представители строительной отрасли, которые и составляют основу нашей клиентской базы.

Тогда вы должны быть осведомлены о ситуации на рынке стройматериалов. В этом году, особых экономических потрясений в России не было, но цены выросли существенно. На ваш взгляд, в чем причина роста стоимости строительных товаров в этом году?

В среднем, с начала года, прирост стоимости стройматериалов составил 15%. По отдельным позициям рост значительней: металл подорожал вдвое, цемент на 40%. Одной из главных причин стала логистика. Уточню, речь идет не столько о поставках в черте города, сколько о доставке из других регионов. Первая проблема связана с подвижным составом на железной дороге. Были случаи, когда на станциях банально не хватало тепловозов, и вагоны, груженные материалами, простаивали неделями. Большие сложности в этом году возникли и с грузовыми междугородними перевозками.

Почему транспортные компании не справлялись с заказами? Рынок не находится на пике как это было в 2007-2008 годах, объемы строительства растут не столь стремительными темпами?

В период кризиса наиболее сильно пострадал сегмент грузовых перевозок. Число заказов сократилось, и транспортные компании уменьшили парк. С начала этого года строительный рынок стал восстанавливаться достаточно быстрыми темпами, возникла потребность доставки материалов из других регионов. Дело в том, что строители оказались готовы к тому, что им придется нарастить производственные мощности, набрать людей на работы в дополнительные смены, однако с транспортом все оказалось сложнее. В кризис многие лизинговые компании, через которые закупалась техника, прекратили свое существование.

Оставшиеся на рынке лизинга игроки до сих пор весьма осторожно подходят к контрактам, так как такие сделки закрываются через 4-5 лет. Следствие увеличение сроков согласования лизинговых контрактов. В такой ситуации многим транспортным компаниям проще поднимать цены, чем увеличивать парк. Ведь далеко не факт, что через год не повториться 2008-й год. Как пример ситуации с дорожным транспортом: в январе этого года машина из Москвы стоила 12 тыс. рублей, сегодня это 25  – 26 тыс. рублей.

Только этим был обусловлен рост цен?
Не совсем, но в цене целого ряда строительных товаров, транспортная составляющая играет весьма значительную роль. В первую очередь это цемент. В этом году его подорожание происходило пять раз. Кроме цемента, сильно завязана на транспортные перевозки цена на металлопрокат. Хотя стоимость металла зависит еще от мирового тренда, а металл дорожает во всем мире.

А региональные предприятия могут помочь?
Если говорить о цементе, то Пикалевский комбинат находится в состоянии перманентного ремонта. Предприятия в Сланцах и Волховцемент не могут удовлетворить потребности Петербурга. По другим видам материалов схожая ситуация. Хотя дефицит по некоторой номенклатуре товара следствие неразвитости рынка производства строительных материалов и низкой коньюктуры как в нашем регионе, так и во всей стране.

Насколько крупные строительные проекты, особенно комплексного освоения, создают дефицит строительных материалов?

Сейчас крупных проектов не так много. Несмотря на то, что объемы строительства увеличиваются, поодиночке они еще не могут создать серьезный дефицит строительных материалов на рынке. Завершается один проект – начинается новый.

Рост стоимости строительных товаров скажется на цене квадратного метра нового жилья?

Я не думаю. Хотя бы потому, что покупательского спроса на все возводимое жилье не хватит. Добавим, что и число проектируемых площадей увеличивается, строительные компании заявляют о готовящемся начале строительства новых объектов. Поэтому строители будут вынуждены конкурировать между собой. Надо понимать, что ситуация на рынке несколько отличается от той, что была до кризиса. Тогда на рынке были ярко выраженные лидеры, которые понемногу поднимали цены на строящееся жилье, вслед за ними это делали небольшие компании, и всех это устраивало. Теперь на рынок вышли крупные игроки, заявившие большой объем дешевого жилья, и они не только держат цены, но активно строят. Другие компании вынуждены считаться с этим. Ведь сегодня покупатели стали очень разборчивы в выборе жилья и сверхчувствительны к ценам. Поэтому повышение цен на строительные материалы в большей степени окажет влияние на доходность строительных компаний, чем на стоимость квадратного метра.

Могли бы вы дать свой прогноз цен на строительные материалы?
Значительного роста цен до конца годя я не ожидаю. В следующем году, я думаю, будет умеренный рост. Во всяком случае, в течение первой половины года. Дальше судить сложно.

 

Текст: Игорь Фёдоров