Нестабильность строительного рынка, вызванная кризисом, значительно отразилась на стоимости и объемах выпуска стройматериалов. Наиболее пострадали, как отмечается в аналитических материалах Ассоциации строителей России (АСР), рынки товарного бетона и раствора. Связано это в основном со снижением строительных объемов в кризисный период.

Группа компаний «СЗНК» зафиксировала снижение объемов производства бетона в 2009 году по сравнению с 2008-м на 37%. Объем рынка в 2009 году составил 2,76 млн куб. м.

Упадок
Производители бетона оценивают ситуацию прошлого года как критическую. «Конец 2008-го – 2009 год – самый сложный период для цементной отрасли: стройки просели, объем потребления цемента резко упал, производственные мощности цементников были загружены в лучшем случае наполовину. Цена на цемент с 5–6 тыс. руб. за тонну снизилась до 1,5–2 тыс. руб.», – рассказал Дмитрий Савенков, топ-менеджер «БазэлЦемента».

О значительном падении рынка говорит и управляющий ОАО «Объединение 45» Сергей Янкин (Группа «ЛСР»). По его словам, в 2009 году оно составило около 40% по сравнению с 2008-м, а реальные цены за 2009 год снизились на 16–18%.

Как уже отмечалось, за время кризиса особенно пострадали рынки товарного бетона и раствора, а также инертных материалов (песка, щебня, гравия). Из-за отказа строительных компаний от закладки новых проектов в большей степени потерпели урон рынки стройматериалов, применяемых на нулевых циклах.

Ценный рост
Нынешний год принес некоторую стабилизацию на строительный рынок, которая благотворно сказалась и на стоимости стройматериалов. «Сейчас, по мере восстановления строительного рынка, спрос на бетон увеличивается, растут объемы его производства, а также цена на него», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

По словам Сергея Букурова, заместителя гендиректора ОАО СМУ «Электронстрой» (входит в Группу компаний «Эталон»), сегодня ситуация на рынке бетонов стабилизировалась: «Кризис выкристаллизовал рынок: достойные и сильные компании укрепили свои позиции и продолжили развитие, а слабые были вынуждены покинуть конкурентную среду».

По словам Дмитрия Савенкова, прирост рынка в 2010 году составил больше 10%. «При этом цены на продукцию увеличились от 15% до 30% в зависимости от региона. К зиме ожидаем традиционный сезонный спад объемов, а в следующем году рынок если и не вернется к объемам 2008 -го, то в любом случае покажет существенный рост. Показатели будут лучше, чем в 2010 году», – уверен он. В 2011-м в России будут введены новые производственные мощности – например, цементный завод «ЛСР» в Ленобласти и завод «БазэлЦемента» в Рязанской области – и емкость рынка позволит всем новым предприятиям не остаться без заказов, добавил Дмитрий Савенков.

Сергей Янкин считает, что рост с начала года был несколько меньшим. «Если говорить о реальных среднерыночных ценах 2010-го, то к октябрю они повысились примерно на 4–6% по сравнению с началом года. Главной причиной явился рост стоимости цемента и щебня в августе. Данное повышение цен не увеличило рентабельности производства товарного бетона, и говорить о компенсации прошлогоднего падения цен не приходится», – отмечает он.

С ним согласны и аналитики. По словам управляющего партнера консалтинговой группы «Решение» Александра Батушанского, с мая по октябрь 2010 года минимальная цена на товарный бетон поднялась на 15%. По ряду позиций и предприятий рост составил большие величины. «В то же время цены еще очень далеки от докризисного уровня, – полагает он. – После падения рынка товарного бетона в 2009 году на 40% (данные ЗАО «Решение») за девять месяцев текущего года наблюдается рост на 30%. Причем увеличение началось только с марта. Чисто математически, чтобы компенсировать падение рынка, необходимо, чтобы 30%-ный рост сохранялся два года подряд».

Вероятнее всего, цены на товарный бетон заметно будут повышаться только после начала роста стоимости конечного продукта строительства – недвижимости, считает Александр Батушанский. «Ведь не секрет, что подъем цен на строительные материалы всегда зависел от ситуации на этом рынке, а не наоборот. С точки зрения экономической теории имела место ситуация инфляции спроса, а не издержек. Пока же производители лишь пытаются немного «отыграть» кризисное снижение цен на фоне улучшившейся конъюнктуры. Но сейчас на рынках устойчивой уверенности в стабильности наметившегося роста нет, а следовательно, и повышения цен до уровня первой половины 2008 года ожидать не стоит», – отмечает эксперт.
 

Текст: Олег Воронин