В Россию франчайзинг пришел в конце прошлого века. И именно в сектор общественного питания. В 1993 году владелец небольшого заведения на проспекте Мира в Москве приобрел за $10 тыс. франшизу известного кафе-мороженого Baskin Robbins. Вторым «арендным брэндом» стала сеть закусочных «Русское бистро».
Во всем мире франчайзинг применяется более чем в 70 сферах экономической деятельности. У нас – лишь в 15-20. В первую очередь эта технология расширения бизнеса складывается в сегментах уличных фаст-фудов, ресторанов быстрого обслуживания, кофеен и др. В настоящее время на российском рынке общественного питания заявлено о продаже более 100 франшиз.
По сердцу и для желудка
Франшизным пакетом ресторана или фаст-фуда, как правило, выступает уже завершенный бизнес-формат. Кроме торговой марки он включает фирменный дизайн заведения, технологические методы и методы управления, маркетинговую политику и обучение персонала, технический проект и оценку помещения.
Приобретая франшизу, ее покупатель изначально платит паушальный взнос (в секторе общественного питания он сегодня составляет в среднем $15-20 тыс.). Затем ежемесячно выплачивает роялти в размере 4-7% оборота заведения либо договорную фиксированную сумму. Отдельной статьей расходов могут также стать отчисления в рекламный фонд предприятия – еще 1-3% оборота.
Но владелец брэнда может и не взимать первоначальный взнос и роялти, включая их в стоимость продукции. Этот вариант возможен в случае, если франчайзер выдвигает непременное условие – закупать все продукты питания и полуфабрикаты только у него. В конечном итоге, по оценкам экспертов, франчайзи отдает владельцу торговой марки до 60% прибыли.
Между тем, консультант по франчайзингу консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса Санкт-Петербург» (КГ «МГБ») Андрей Гаврилов считает, что данный механизм ведения бизнеса проще и ближе российскому предпринимателю. «При применении этой схемы быстрее происходит оборот капитала, получение прибыли и возврат инвестиций. Понятны все механизмы, тем более, если франчайзер делится своими технологиями и рецептурой», - утверждает он.
Чужой среди своих
По мнению специалистов, система франчайзинга взаимовыгодна для всех участников подобного партнерства. Владелец брэнда расширяет свою экспансию без вложений собственных средств, не покупая и не арендуя новые площади. Для франчайзи, в свою очередь, выгодно стать участником крупного сетевого бизнеса. Поскольку, оказавшись, например, в малознакомом районе или городе, клиент с большей охотой пойдет обедать в заведение под известной вывеской. Он знает, на какое качество продукции и обслуживания можно рассчитывать, ему известна примерная стоимость чека.
Привлекает малый и средний бизнес и относительно небольшая стоимость вхождения на рынок по франчайзинговой схеме. Стоимость франшизы и бюджет открытия ресторана или фаст-фуда зачастую абсолютно несоизмеримы между собой. Инвестиции в создание нового предприятия могут превышать паушальный взнос в несколько раз.
Но есть в подобных отношениях и свои минусы. Так, «неблагодарный» партнер может изучить все мелочи ведения успешного бизнеса и, скопировав технологию, открыть кафе уже под собственной вывеской (прецеденты имеются). Поэтому владельцу франшизы приходится выдвигать достаточно жесткие требования - во избежание обмана. Например, франчайзер изначально ставит условия, при которых он остается эксклюзивным поставщиком полуфабрикатов и оборудования для бизнеса. Таким образом владелец брэнда частично сокращает риск копирования ноу-хау. В случае невыполнения условий договора нарушитель рискует остаться без раскрученной марки и логотипа, оборудования и налаженных поставок продуктов.
При этом не все владельцы торговых марок опасаются копирования. По словам совладельца ООО «Соло» (собственник брэнда «Кошкин дом») Артура Демидова, концепция их предприятия разрабатывалась в течение 10 лет. «И если кому-то удастся в точности повторить наш успех, пожалуйста. Только вряд ли они решатся остаться без нашей мощной поддержки», - уверен он. Его мнение разделяют держатели брэндов «Чайная ложка» и Subway. «Нашу франшизу купить несложно. Главное, чтобы покупатель был серьезно настроен», - говорит Людмила Пузанова, управляющий директор Subway Russia.
Незапятнанная репутация
Сегодня на петербургском рынке общественного питания на продажу выставлено почти 30 франшиз. Среди них «Гурме», The Bus, «Чайная ложка», Subway (все - Петербург), «Едок» (Нижний Новгород), «Сушка» (Челябинск), Pizza Cono (Италия), «Пицца ди Рома» (США). Около 10 предложений появились только в этом году. Но точно оценить их количество не представляется возможным. Иногда владелец марки и «младший партнер» договариваются без посредника и не афишируют свои отношения.
Нередко франшизы не продаются на Москву и Петербург – эти регионы сетям интересно осваивать самостоятельно. Так, например, московские компании «Росинтер Ресторантс» («Планета Суши», «Патио Пицца» и др.) и ЗАО «Ланч» (сеть трактиров «Елки-палки») предпочитают открывать в Северной столице собственные заведения.
Заботясь о репутации, франчайзер не так легко отдаст свой брэнд «в аренду». Казалось бы, франчайзинг дает возможности для открытия собственного дела неопытному бизнесмену. Тем не менее, обязательным требованием многих сетевых компаний, продающих франшизу, является наличие предпринимательского опыта. А иногда и опыта организации бизнеса именно в сфере общественного питания.
Очень трудно приобрести европейскую франшизу. «У Запада отношение к нам особое. И дело вовсе не в стоимости. Задача отечественного сетевого ресторатора – продать, чтобы стать крупнее. Головная же боль западного – продать без ущерба для имиджа», - поясняет Андрей Гаврилов. Поэтому даже при наличии необходимых инвестиций (всего $30 тыс.) заполучить такую марку, как, например, Pizza Hut, скорее всего не удастся. Ее российский правообладатель, петербургское ООО «Пицца-Норд», очень строго оценивает покупателя и предъявляет жесткие требования. Переговоры о продаже возможны только с крупной и солидной компанией.
Подобная ситуация у мирового лидера фаст-фуда - McDonald’s. По системе франчайзинга во всем мире работают 80% ресторанов этого брэнда. Но только не в России, где все 130 предприятий целиком и полностью принадлежат корпорации. Запросы на франшизу McDonald’s идут ежедневно, однако пока компания не видит достойных франчайзи в нашей стране. Компания готова рисковать немалыми инвестициями, но не брэндом. Смущает зарубежных франчайзеров и несовершенство российского законодательства в этом вопросе.
Арендная неконцессия
Эксперты утверждают, что глава 54 Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия» не отвечает требованиям франчайзинга. Так, например, при передаче прав на торговый знак требуется двойная регистрация: в налоговой инспекции и в Роспатенте. В первом случае затраты на регистрацию составят около 1 тыс. рублей, во втором тоже тысячу - но долларов. Для небольшого бизнеса такие расходы достаточно ощутимы. Однако, по мнению специалистов, даже составленный в соответствии с законодательством договор эффективным не будет. Поскольку указанный правовой акт вообще не регулирует такие необходимые составляющие франшизного пакета, как обучение персонала или закупка товара.
Но на первом этапе будущие участники франчайзинговой структуры сталкиваются даже не с правовыми проблемами, а с дефицитом площадей под размещение объектов. «Лишь в одном проценте случаев франчайзи располагают коммерческой недвижимостью, в остальных они часто рассчитывают на поддержку самого франчайзера», - объясняет г-н Гаврилов. И даже если помещение уже найдено, необходима оценка его экономической эффективности. Держатель брэнда, как правило, выдвигает свои условия, такие как проходимость, наличие конкурентов и выгодное месторасположение. Последнее сочтут удачным при условии близости к станциям метро и перекресткам, оживленным магистралям, крупным деловым и торговым центрам.
Преимуществом будет размещение точки общепита на первом этаже торгового комплекса или на территории ресторанного дворика. Не стоит оставлять без внимания подъездные пути и, особенно, наличие парковки. Например, компания «Ростик’с» ищет помещения для своих объектов в Петербурге не менее двух лет. Представители сети Sbarro начали подбирать подходящие площади еще в 2001 году. Компания Subway Russia самостоятельно присматривает недвижимость по просьбе франчайзи.
Вовсе непреодолимым препятствием становится получение кредита под франшизу. Банки франчайзинг не кредитуют. А держатель торговой марки не согласится выступить поручителем за неизвестного пока партнера. Участники рынка считают, что в этом случае значительно помочь франчайзи может приобретение оборудования в лизинг. Ведь зачастую его стоимость составляет до 50% всех инвестиций.
Сравнительная характеристика некоторых франшизных пакетов, продаваемых в Петербурге* (скачать)
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Франчайзинг – форма длительного коммерческого сотрудничества, при которой владелец определенной торговой марки и ноу-хау предоставляет другому предприятию право на ведение дела под его брэндом.
Франчайзер - правообладатель торговой марки. Компания, которая выдает лицензию или передает право пользования на свой товарный знак, ноу-хау и технологии.
Франчайзи - пользователь торговой марки. Компания, приобретающая право использования торгового знака, ноу-хау и технологии. Как правило, франчайзи получает возможность обучения и помощь при создании и ведении бизнеса со стороны франчайзера.
Франшиза (франшизный пакет) - завершенный бизнес-формат. Кроме марки он включает фирменный дизайн заведения, технологические методы и методы управления, маркетинговую политику и обучение персонала, технический проект и оценку помещения.
Мастер-франшиза - исключительные права на развитие всей системы на территории одного города, области, региона или страны, принадлежащие одному франчайзи.
Паушальный взнос - единовременная выплата в пользу франчайзера за передаваемые марку, ноу-хау и технологии. Фактически – стоимость франшизы.
Роялти - ежемесячная плата в пользу франчайзера за пользование его торговым знаком, ноу-хау и технологией. Бывает двух видов: процент от выручки заведения франчайзи; фиксированная ставка.
Рекламный пай (маркетинговый взнос) - ежемесячные отчисления в пользу франчайзера на имиджевую поддержку брэнда, проведение маркетинговых исследований и рекламных акций.