Вконце декабря 2005 года Правительство Петербурга одобрило комплекс мер по реализации утвержденного в июне прошлого года городского Закона «О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда...». Правительственное постановление устанавливает единую процедуру работы с обращениями арендаторов о выдаче подтверждений соответствия их деятельности социально значимым задачам. Прописан и механизм проведения проверок фактического использования помещений, арендуемых со скидкой.
Меж двух огней
Напомним, что претендовать на получение льгот по арендной плате могут только те организации, которые осуществляют социально значимые виды деятельности. Согласно принятому в сентябре 1997 года Закону «О порядке определения арендной платы за нежилые помещения...» (с последующими изменениями), право на скидку имеют более двадцати категорий льготников. В июне прошлого года был утвержден Закон «О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда...». Недавно Смольный одобрил поправки в этот документ, корректирующие условия отбора объектов, которые могут сдаваться с понижающим коэффициентом социальной значимости. Если депутаты Законодательного Собрания согласятся с чиновниками горадминистрации, на льготы смогут претендовать «социально значимые компании», арендующие площади по ставкам не выше 130 у. е. за кв. м в год (сегодня ограничение составляет 75 у. е. за «квадрат»).
Тактика Смольного понятна – отказ от предоставления льгот потребует времени, в течение которого администрация хочет получить максимальную выгоду от аренды городского имущества. И по возможности – избежать недовольства со стороны отдельных представителей социальной общественности. Относительно непростая задача может быть решена несколькими способами, которые неоднократно озвучивало городское правительство. Первый заключается в постепенном повышении арендных ставок при сохранении действующих коэффициентов социальной значимости. Второй способ увеличения доходной части городской казны – продажа сдаваемых в аренду помещений на торгах. Возможен еще один вариант: проведение конкурсов на право сдачи помещений в аренду.
По принципу монетизации
Идея постепенной отмены льгот при ее грамотной реализации весьма разумна. Те, кто действительно нуждается в скидках по оплате аренды, будут получать бюджетные дотации. Отмена льгот должна закрыть дорогу «предпринимателям», снимающим городские помещения по льготным ставкам и сдающим их в субаренду по рыночным ценам. Таковых в последнее время развелось довольно много, из-за чего городской бюджет теряет значительные средства. Вместе с тем такая схема будет дисциплинировать компании, занятые в социальной сфере. Контроль заставит задуматься тех, кому не дает покоя соблазн заняться более доходными, с их точки зрения, видами деятельности.
Предполагается, что общая сумма предоставляемых арендаторам льгот будет ежегодно фиксироваться в городском бюджете. Таким образом, выпадающие доходы не будут превышать запланированные городом показатели. По данным КУГИ, в прошлом году из-за предоставления льгот по аренде нежилых объектов бюджет недополучил 2,5 млрд рублей.
