На последнем в 2005 году заседании городской администрации одобрен проект закона, регламентирующего деятельность ГУПов, а также других некоммерческих и коммерческих организаций, учредителем или акционером которых является Петербург.

Федеральным законодательством прописано право регионов создавать организации с госучастием. Однако на местном уровне нормативного акта, который бы регламентировал отношения города и госкомпаний, не существовало. Если парламентарии одобрят нынешний законопроект, этот пробел будет восполнен.

Утвержденный правительством Петербурга документ декларирует открытость органов власти при создании компаний с городским участием и осуществлении контроля над ними. Право их учреждения, реорганизации и ликвидации находится в ведении Смольного. Также горадминистрация устанавливает цели деятельности таких организаций, утверждает уставы, назначает и увольняет руководителей, принимает отчеты о работе. К ее полномочиям отнесено утверждение кандидатур представителей и доверительных управляющих принадлежащими городу акциями, долями или паями коммерческих организаций с гос­участием и т. д.

В то же время закон не распространяется на отношения, связанные с преобразованием госпредприятий в открытые акционерные общества. Почти два года назад Смольный назвал работу по приватизации ГУПов одним из основных направлений своей деятельности. Весной 2004 года был утвержден «пилотный» список из 76 подлежащих акционированию объектов. Однако в процесс вмешались депутаты, посчитав, что администрация не имеет права заниматься приватизацией госпредприятий в отсутствие соответствующего закона. Разбирательства в Уставном суде по данному вопросу затормозили работу, и широкомасштабного акционирования ГУПов не получилось. Хотя в суде Смольный все-таки доказал свою правоту.

Одна из причин «сдержанности» процесса приватизации унитарных предприятий – сопротивление отраслевых комитетов, в ведении которых они находятся. Так, по мнению заместителя председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Валерия Казанцева, реорганизация ГУПов, обслуживающих городские дороги, может отрицательно сказаться на деятельности этих структур. В итоге руководство КУГИ пообещало реформировать предприятия и увеличить эффективность их работы без процедуры акционирования. Если не получится, то «дорожников» включат в программу приватизации-2007. В текущем же году город планирует приватизировать 93 ГУПа примерно из полутысячи городских компаний.

Текст: Сергей Бардин