Торги, несмотря на инициированную нефтетрейдерами кампанию по их отмене, все же прошли (см. рубрику «Объект продажи»). И власть, скорее, в первую очередь удовлетворена самим фактом проведения трехдневных аукционов, и лишь во вторую –результатом. Большинство участников рынка итоги критикуют и по-прежнему говорят о нарушениях антимонопольного законодательства и астрономических потерях городской казны.
Тактика молчания
Нефтяной клуб Санкт-Петербурга, выступавший за проведение торгов по схеме «один лот – один участок», до последнего момента надеялся на отмену аукциона, назначенного
на 10 марта. Ибо был уверен в неоспоримости того факта, что условия по «стратегическому» лоту написаны специально под «Лукойл». Нефтетрейдерами был задействован весь арсенал средств воздействия на власть: от переговоров – до угроз оспорить результаты торгов в судебном порядке (см. «ДН» № 53, 54). В результате отношения со Смольным обострились, а желаемого результата добиться не удалось. Неоднократные заявления в Федеральную антимонопольную службу не были услышаны – «антимонопольщики» признаков нарушения закона в продаже крупного лота не увидели. Бесполезным оказалось и обращение президента Нефтяного клуба за помощью в Минэкономразвития. Министр Герман Греф ситуацию в Петербурге обещал рассмотреть. Но в результате не смог. Или не захотел.
Февральская кампания по «дискредитации» торгов, безусловно, Смольный слегка нервировала. Но власть выдержала характер. Официальной реакции ни на один из демаршей нефтетрейдеров так и не последовало. Вступать в дискуссии и давать задний ход торгам Смольный был не намерен. Тем более после того, как компания «Лукойл» официально подтвердила свое намерение участвовать в аукционах.
Представители власти по-прежнему отрицают факт подготовки лота на 30 участков специально под «Лукойл». Даже после быстро завершившегося «стратегического» аукциона 10 марта заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов заявил, что данный лот готовился под любую крупную компанию, которая бы сумела обеспечить налоговые поступления в городской бюджет в размере 2 млрд рублей. Единственным конкурентом «Лукойла» выступила лишь «Татнефть-Балтика». Но ее быстрый уход с дистанции после двух шагов аукциона вряд ли кого-либо убедил в серьезности намерений компании.
Основы монополизации
После приобретения на аукционе «стратегического» пакета в 30 участков «Лукойл» стал одним из крупнейших игроков петербургского рынка АЗС. И вплотную приблизился к лидеру – Петербургской топливной компании, которая сегодня занимает около 30% рынка. При этом генеральный директор, представитель президента ОАО «Нефтяная компания «Лукойл» Владимир Колюжинов, обвинения в монополистических устремлениях компании отрицает. «Сегодня мы занимаем 10% рынка АЗС Петербурга. Покупка в прошлом году станций «Балтрейда» принесла еще 9%. А приобретенные 30 участков дополнительно добавят еще порядка 7–8% рынка. Таким образом, до «антимонопольного» показателя в 30% нам еще далеко», – уверен Владимир Колюжинов.
Объем инвестиций в строительство одной АЗС составит от $700 тыс. до $900 тыс. По мнению г-на Колюжинова, из-за неудобного местоположения примерно 5–7% будущих заправок будут находиться на нижней границе рентабельности. Впрочем, данный факт вряд ли способен даже частично снять обвинения, предъявленные нефтетрейдерами, в том, что в «стратегический» лот вошли лучшие в городе участки. По полутора десяткам адресов торги не состоялись именно по причине их малой привлекательности для участников рынка.
Захочет ли Нефтяной клуб создавать дополнительные юридические проблемы крупнейшему игроку топливного рынка, пока неизвестно. Соответствующее решение будет принято на общем собрании участников этого объединения. «Лукойл» тем временем уже пообещал адекватно реагировать на все попытки оспорить в судебном порядке итоги аукциона.
Пакетная стратегия
Из 56 предложенных к реализации пятен 15 продать не удалось. Тем не менее итоги торгов администрация оценивает, как успешные. Хотя бы потому что по условиям заключенного с «Лукойлом» инвестиционного договора уже в этом году городская казна получит 2 млрд рублей налогов.
Оставшиеся невостребованными участки будут повторно выставлены на торги уже в ближайшее время. По словам директора ГУ «Фонд имущества» Андрея Степаненко, цена на лот из 10 участков, который не удалось реализовать 4 марта, будет снижена на 15%. Аналогичным образом, скорее всего, поступят и с пятью одиночными пятнами, не нашедшими себе инвесторов 10 марта.
Что касается дальнейших планов администрации по продаже земель под автозаправки – торги обещают. Правда, не столь масштабные, как мартовские. По словам Алексея Чичканова, до конца года на аукционы может быть выставлено еще 7–8 участков под АЗС. Скорее всего, они пойдут с молотка единым пакетом. Данный порядок формирования участков, рассчитанный на крупных инвесторов, судя по всему, себя оправдал.
Таким образом, продолжавшаяся с весны прошлого года интрига с компанией «Лукойл» успешно завершилась. Напомним, что первоначально соглашение о сотрудничестве города с концерном предполагало целевое выделение 60 пятен под АЗС в обмен на инвестиции в городскую экономику. После бурного протеста со стороны членов Нефтяного клуба Смольный обязался выделять участки только через торги. Почти через год стратегический партнер обещанные участки наконец получил. Правда, их оказалось в два раза меньше. Г-н Колюжинов полагает, что город вряд ли сможет изыскать еще три десятка привлекательных для компании пятен. Тем не менее возможность участия «Лукойла» в будущем аукционе по лоту из 10 земельных участков не отрицается.