16.02.2016 | 12:00 77491

Торговая недвижимость: время менять имена

Торговая недвижимость дешевеет, привлекая новых арендаторов. Многие психологически и финансово готовы рискнуть: запустить объект ритейла на падающем рынке и с относительно невысокими инвестициями занять нишу уходящих конкурентов.

Центр исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости» обрисовал последние тенденции в данном сегменте рынка недвижимости Петербурга: арендные ставки продолжают снижаться, а ротация арендаторов постепенно замедляется.

Все дешевеет

Главной тенденцией в сегменте стрит-ритейла можно считать то, что и ритейлеры, и собственники объектов довольно активно спешат вдогонку снижающемуся платежеспособному спросу населения.

Магазины смещают товарные группы в нижние ценовые ниши, заведения общепита либо перепрофилируются в более доступные массовому посетителю сегменты, либо держат сумму среднего чека на прежнем уровне, несмотря на заметное удорожание продуктов. А большинство заведений сферы услуг вводят самые разнообразные акции и скидки, стараясь не столько привлечь новых клиентов, сколько удержать старых.

Волей-неволей необходимость двигаться по цене постепенно начинают понимать и собственники. По словам экспертов, те из них, кто не готов снижать заявленные ставки аренды, вынуждены смириться с тем, что их торговые объекты, в том числе и с довольно выгодной локацией, находятся в экспозиции уже около года.

Данные экспертов Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости» подтверждают: сегодня именно объекты торговли и сферы услуг демонстрируют максимальное снижение арендных ставок.

Так, за истекший год средняя арендная ставка по этим типам объектов снизилась на 16,5% и 13,1% соответственно. Для сравнения: изменение средней арендной ставки по всем типам коммерческих помещений (без учета зданий и помещений для складского и промышленного производства) за год составило минус 11%.

Массовая миграция

Ротация арендаторов объектов стрит-ритейла, которая в прошлом году в разы превысила показатели последних лет, сегодня пошла на спад.

Большинство новых игроков, решивших рискнуть и воспользоваться выгодным моментом, чтобы занять освобождающееся помещение в выгодной локации, запустили свои объекты уже в IV квартале прошлого года. Именно на этот период пришелся пик открытий новых арендаторов: по данным JLL, тогда количество открывшихся объектов на треть превысило количество закрывшихся.

Как и на протяжении всего прошлого года на сегодняшний день самую динамичную экспансию проявляет продовольственный ритейл среднего и ниже среднего ценовых сегментов. Скорее всего, эта картина будет наблюдаться и, как минимум, в ближайшие месяцы. По данным БН, поиск новых площадок под свои магазины сегодня продолжают такие продуктовые сетевые ритейлеры как «Дикси», «Магнит», «Полушка» и некоторые другие.

Но и сегмент непродовольственной торговли после провальных первых кварталов 2015 года постепенно начал восстанавливать свои позиции. В конце прошлого года количество открывшихся магазинов одежды, обуви и аксессуаров впервые за год превысило количество закрывающихся торговых точек.

Одним из главных поставщиков освобождающихся площадей на вторичном рынке стрит-ритейла сегодня по-прежнему являются банковские структуры. И здесь свою роль играет не только политика ЦБ по отзыву лицензий у проблемных банков, но и активная оптимизация своих сетей со стороны крупных и устойчивых финансовых институтов.

Где откроем магазин?

Тем не менее, несмотря на снижение ставок, именно объекты торговли и сферы услуг на сегодняшний день остаются самыми дорогими на рынке коммерческой недвижимости. По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», ежемесячная цена аренды «квадрата» здесь составляет около 1,3 тыс. руб. Тогда как, к примеру, средняя ставка аренды офисов не дотягивает до 1 тыс. руб. за кв. м, а «помещения различного назначения» предлагаются в среднем по 1,1 тыс. руб. за кв. м в месяц.

Самые дорогие объекты торговой недвижимости расположены в Центральном и Петроградском районах. Здесь средняя арендная ставка составляет 1,5-1,6 тыс. руб. за кв. м в месяц. Эти же районы лидируют и по стоимости аренды помещений под сферу услуг: в месяц за «квадрат» – 1,4-1,5 тыс. руб.

А дешевле всего снять помещение под магазин можно в Кировском районе Петербурга – средние запрашиваемые ставки аренды в нем не превышают тысячу руб. за кв. м. Чуть подороже (1,1-1,15 тыс. руб. за «метр») свои торговые площади сдают собственники в Красносельском, Калининском и Приморском районах.

Больше всего объектов торговли и сферы услуг сегодня выставлено в аренду в Центральном, Приморском, Московском и Выборгском районах Петербурга, а в тройке районов-аутсайдеров находятся Красногвардейский, Кировский и Красносельский.

По оценкам аналитиков, примерно половина всех выставленных в аренду объектов торговли и сферы услуг имеют площадь от 20 до 100 кв. м. А вот на долю объектов площадью 180-260 кв. м приходится не более 15% предложения.

 

Текст: Андрей Грязнов    Фото: Алексей Александронок   

Хотите получать
свежие новости BN.ru?
Подпишитесь!
email:
Нажимая «подписаться» вы подтверждаете, что согласны с Договором Оферты и Политикой конфиденциальности.
Подтвердите подписку!
Мы отправили вам письмо со ссылкой подтверждения.
Если в течение 15 минут вы не получили письмо:
– Посмотрите, пожалуйста, в папке "Спам".
– Проверьте, правильно ли вы написали свой адрес