26.03.2015 | 09:30 46677

Квадратные метры красоты

Когда новый жилой комплекс только сдан, то даже раньше самых нетерпеливых жильцов его заселяют активные арендаторы. На первых этажах коммерческие помещения занимают парикмахерские и салоны красоты.

По словам застройщиков, бывали случаи, когда счастливые, но несколько удивленные новоселы обнаруживали в своем доме сразу по три-четыре подобных заведения. Так ли они востребованы сегодняшним рынком и в любом ли помещении их можно открывать?

Так называемые магазины готового бизнеса и сайты аналогичной тематики сегодня предлагают сотни объектов по всему городу, в том числе – парикмахерские и салоны красоты. Их заявляемая ежемесячная прибыль – от 30 до 150 тыс. руб., средняя – 60-90 тыс.

Кому парикмахерскую? Недорого!

Стоимость готовой к работе парикмахерской зависит от десятков факторов – площади помещения, количества персонала, оборудования, проходимости объекта и, конечно, его локации. Основная масса предложения находится в диапазоне 1-1,5 млн руб. за арендуемые помещения. Хотя достаточно и небольших парикмахерских, владельцем которых можно стать всего за 300-400 тыс. руб. Как, впрочем, и салонов с претензией на высшую категорию – за 15 млн руб. и больше. В последнем случае помещения нередко находятся в собственности.

По данным ГУИОН, в сегменте встроенных помещений на торговые объекты (включая предприятия общепита и бытового обслуживания) приходится почти 3 млн кв. м, или около 23,5% от всех городских встроек. Наибольшую долю арендуемых торговых площадей занимают магазины розничной и оптовой торговли, а также салоны красоты.

По данным генерального директора Ассоциации предприятий индустрии красоты Юлии Гоцуляк, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге и ближайших пригородах работает порядка двух тысяч салонов. По ее словам, наибольший интерес для операторов салонного бизнеса сегодня представляют помещения средних и малых площадей, до 80 кв. м. Сказывается желание владельцев салонов оптимизировать затраты на аренду.

Характерно, что наряду с продуктовым ритейлом салоны – уникальное направление бизнеса, которому спальные районы интересны, по крайней мере, не меньше, а зачастую – больше, чем основные торговые магистрали. Именно поэтому салоны и оказываются в числе первых арендаторов во встроенных помещениях на первых этажах новых жилых комплексов.

Примерная сумма инвестиций в открытие среднего салона красоты в таком помещении с нуля (ремонт, отделка, закупка оборудования и прочее), по данным экспертов, сегодня составляет порядка 1,5 млн руб.

Все такие разные

Условно все существующие салоны можно разделить на три основных типа. Самый простой и непритязательный занимает скромную площадь, от 20 до 40 кв. м, и специализируется исключительно на парикмахерских услугах, как правило, по бюджетным ценам.

Следующая категория располагается уже в больших по площади помещениях, 60-100 «квадратов», и оказывает более широкий спектр услуг. Такие салоны могут быть оборудованы косметическими, маникюрными кабинетами, соляриями и т. д.

И, наконец, в верхнем сегменте располагаются просторные, как правило, от 200 кв. м, люксовые салоны с евроремонтом, современным оборудованием, элементами спа, расходными материалами высшего качества и соответствующими ценами на услуги.

Такой формат как «закрытые» элитные салоны в нашем городе представлен в единичных экземплярах, поэтому на общую статистику никак не влияет.

Средняя рентабельность салона красоты, по оценкам различных экспертов, составляет порядка 15-25%. Средний срок окупаемости объекта сильно зависит от класса салона, проходимости, спектра услуг и колеблется в пределах 1,5-3 лет, если речь идет о бизнесе на арендуемых площадях.

Арендные ставки, по словам экспертов, сегодня варьируются от 800 руб. до 2 тыс. руб. за кв. м во встроенно-пристроенных помещениях, но могут достигать и 3-5 тыс. руб. в «раскрученных» торговых центрах.

СанПиН для цирюльников

Основной документ, обобщающий требования различных нормативов к парикмахерским и салонам красоты, – «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» (СанПиН).

Данные правила предназначены для предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией таких объектов, а также органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Главной проверяющей структурой, с которой руководству салона придется сталкиваться в процессе проверок, сегодня выступает Роспотребнадзор.

Важно, что этот СанПиН не распространяется на ряд объектов, которые могут в рамках своей деятельности также оказывать отдельные услуги по профилю салонов красоты. В частности, документ не регламентирует требования к косметологическим отделениям и клиникам, а также косметологическим и массажным кабинетам и соляриям в составе лечебно-профилактических учреждений. Последние работают по гораздо более жестким нормам, прописанным для учреждений медицинского профиля.

Общие требования к размещению парикмахерских достаточно демократичны. Они могут быть расположены как в отдельно стоящем здании, так и во встроенно-пристроенных помещениях. В том числе и в составе предприятий бытового обслуживания, торговых центров, бань, гостиниц и т.д.

На размещение салонов красоты в жилых домах накладывается ряд ограничений. В частности, на первых этажах многоквартирных зданий их допускается открывать исключительно при наличии изолированного входа и автономной системы вентиляции.

В подвальных и цокольных этажах зданий, а также в торговых центрах и комплексах без естественного освещения парикмахерская допустима при условии соблюдения ряда гигиенических требований к воздухообмену, нормам микроклимата и освещения. Впрочем, по словам операторов рынка, все эти требования СанПиНа без труда выполняются с помощью современных систем кондиционирования и освещения.

Отдельное внимание следует обратить на системы водоснабжения и канализации, поскольку нормативы регламентируют наличие различного специализированного сантехнического оборудования.

Требования к отделке парикмахерской не столь серьезные как, например, к продовольственным магазинам или заведениям общепита. Главное, чтобы все отделочные материалы (краски, эмали, кафельные и глазурованные плитки, ламинат и т. д.), имели документы, подтверждающие в установленном порядке безопасность их использования. И, конечно же, отделка всех помещений должна предусматривать возможность проведения влажной уборки и дезинфекции.

Законы регулируют и площадь отдельных помещений салона красоты – в зависимости от комплекса оказываемых услуг и размера предприятия.

Требования к основным помещениям салонов красоты

Наименование помещений

Площадь на 1 рабочее место, кв. м

Помещения для посетителей:

3 (для салона менее 10 рабочих мест)

– зал ожидания

1,5 (на каждое последующее рабочее место)

– гардероб для посетителей

0,3

Залы парикмахерского обслуживания

4,5-8

Универсальное рабочее место парикмахера

Рабочее место парикмахера:

4,5 кв. м – при наличии отдельного помещения для мытья и окраски волос;

8 кв. м – при оборудовании моек в зале парикмахерского обслуживания. Парикмахерская на 1 рабочее место – не менее 15 кв. м с учетом зала ожидания, гардероба для посетителей и рабочего места парикмахера.

Косметический кабинет

Площадь на 1 рабочее место – 12 кв. м,

на каждое последующее – 2 кв. м

Кабинет маникюра

4,5

Помещение для отдыха и приема пищи сотрудниками

1,5 кв. м на человека, но не менее 6 кв. м в парикмахерских до 5 рабочих мест. Свыше – на каждого работника не менее 1,5 кв. м.

Подсобные помещения, кладовые (для белья, уборочного инвентаря, хранения состриженных волос и др.)

Не менее 1,5 кв. м до 10 рабочих мест; 1 кв. м на каждое последующее.

Помещения для хранения дезинфицирующих, моющих средств

Не менее 1,5 кв. м до 10 рабочих мест; 1 кв. м на каждое последующее.

Помещение или место для организации дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов

Не менее 6 кв. м

Гардеробные

0,3 кв. м на 1 рабочее место

Туалеты для посетителей и персонала

Не менее 2,75 кв. м

Источник: СанПиН 2.1.2.2631-10

Нормативы допускают совмещение в одном помещении нескольких функциональных зон. К примеру, залов парикмахерского обслуживания, помещений для мытья волос и химической завивки или кладовых, помещений для хранения дезинфицирующих средств и стерилизации инструментов. Но в этом случае площадь каждого совмещенного помещения не может быть менее 9 кв. м.

Красоте кризис не помеха!

Операторы рынка отмечают, что в нынешней экономической ситуации рентабельность салонов красоты и простых парикмахерских, безусловно, снизилась.

При этом массового закрытия подобных заведений пока не происходит. «Одни салоны будут закрываться, другие – открываться», – говорит Юлия Гоцуляк. По ее мнению, кризисные тенденции подстегнут операторов рынка не только к оптимизации затрат и экономии, но и к поиску новых форматов работы и внедрению креативных решений. Одним из них, по словам эксперта, может стать появление небольших салонов европейского формата, специализирующихся на отдельных услугах, к примеру – мужских стрижках.

С тем, что арендаторы, занимающие помещения под парикмахерские и салоны красоты оказываются наиболее устойчивыми перед кризисными тенденциями, согласен и исполнительный директор АН «Русский дом» Алексей Слокотович. «Снижение спроса на услуги, безусловно, произойдет, люди станут ходить в салоны реже, но все равно не перестанут этого делать», – говорит эксперт.

Резюмируя эти мнения, можно предположить, что и в будущем счастливые новоселы смогут обнаружить в только что сданном доме новую парикмахерскую или салон красоты. А иногда и три-четыре таких заведения сразу.

Текст: Андрей Грязнов    Фото: Алексей Александронок   

Хотите получать
свежие новости BN.ru?
Подпишитесь!
email:
Нажимая «подписаться» вы подтверждаете, что согласны с Договором Оферты и Политикой конфиденциальности.
Подтвердите подписку!
Мы отправили вам письмо со ссылкой подтверждения.
Если в течение 15 минут вы не получили письмо:
– Посмотрите, пожалуйста, в папке "Спам".
– Проверьте, правильно ли вы написали свой адрес