15.02.2013 | 11:10 308522

Приватизация жилья: продлить, нельзя закончить

Бесплатная приватизация жилья вновь продлевается. На этот раз как минимум на два года. Таким образом, федеральная власть еще раз доказала: она не знает, каким именно образом в России может быть завершена бесплатная приватизация жилья.

Завершить бесплатную приватизацию жилья сегодня нельзя. В этом случае отдельные категории граждан очень скоро обнаружат, что в их отношении допущена очевидная несправедливость. Они рассчитывают на приватизацию жилья в будущем, поскольку имеют законное право на улучшение жилищных условий при содействии государства. Лишить этих граждан на приватизацию означает «обмануть» – разрушить их планы.

Категории российских граждан, в отношении которых может быть допущены обман и несправедливость известны. Первая категория – граждане, проживающие в аварийных либо ветхих домах. Вторая – многолетние «очередники». Третья – дети-сироты. Четвертая – ветераны. Пятая – военнослужащие. Все эти категории объединяет временная неспособность граждан реализовать свое право.

Бесплатная приватизация жилья в России – процесс бесконечный, потому что бесконечна сама «очередь» на улучшение жилищных условий. Ее нельзя завершить, пока эта «очередь» существует. Кроме того, приватизацию нельзя завершить одномоментно, поскольку ни одно правительство – даже самое ответственное – не может гарантировать того, что на определенную дату не останется людей, которые могут быть так или иначе обмануты.

Из этого следует: перенос даты завершения приватизации жилья есть лишь иллюзия решения. Те же самые проблемы вновь обнаружатся, когда наступит очередной срок официального прекращения приема заявлений на приватизацию. И чтобы вновь не наступать на «одни и те же грабли», для начала требуется эти проблемы понять.

Здесь невозможно чисто техническое решение. Здесь думать надо.

Право советского гражданина
Для начала обратим внимание на одно весьма важное обстоятельство. Всех граждан России, имеющих законное право на однократную бесплатную приватизацию жилья, можно четко разделить на две группы. Первая группа – это бывшие граждане СССР, проживавшие на территории РСФСР на момент начала приватизации. Вторая – российские граждане, имеющие право на приватизацию в силу факта гражданства.

Первая группа граждан России – это граждане, которые исторически имели не только право на бесплатную приватизацию жилья, но одновременно и право на участие в так называемой ваучерной приватизации. Не секрет, что бесплатная приватизация жилья, введенная Верховным Советом в декабре 1992 года после изгнания Егора Гайдара из правительства, рассматривалась ее инициаторами как важный политический акт.

Это было освобождение российских граждан от необходимости оплачивать выкупаемое жилье ваучерами и деньгами – своего рода компенсация за несправедливость ваучерной приватизации. Понятно, что платная приватизация жилья в условиях высокой инфляции – вещь невозможная, однако экономические соображения не имели решающего значение. Это было чисто политическое решение. «Загогулина» – как сказал бы Борис Ельцин.

Далеко не случайно для целей правового обоснования бесплатной приватизации жилья в 90-е годы использовалась концепция «возвращения долга». Бывшие советские граждане действительно имели историческое право на приватизацию личного жилья, поскольку справедливо считали, что это жилье они уже оплатили своим многолетним трудом на советское государство. Бесплатное жилье для них есть «долг советской власти».

В связи с этим я предлагаю четко разделять два понятия: приватизацию жилья «в узком смысле» и приватизацию жилья «в широком смысле». Первое – узкое – понятие относится исключительно к «советскому жилищному фонду»: это квартиры, в которых проживали бывшие советские граждане на момент начала приватизации жилья. Эти квартиры могут быть переданы в собственность их старым «советским» владельцам или их нынешним правопреемникам – безусловно. Если эти квартиры еще не есть аварийное жилье.

Второе понятие – более неопределенное. Оно включает в себя всю совокупность прав российских граждан на участие в бесплатной приватизации жилья. Сегодня по закону каждый дееспособный российский гражданин имеет право на приватизацию жилья – однократно приобрести от государства жилье в собственность. Фактически это право распространяется не только на используемое, но также и на будущее жилье.

Логика выкупа
Для того чтобы понять, каким образом бесплатное жилье как «долг советской власти» незаметно превратился в «долг российского государства», необходимо вспомнить, что долговременные последствия «введения бесплатной приватизации жилья» серьезно не просчитывались. Более того, депутаты Верховного Совета в спешке забыли детально проанализировать сам закон о приватизации жилищного фонда от 4 июля 1991 года.

Но если сегодня вновь внимательно прочитать этот первоначальный закон, то можно заметить, что в нем четко прослеживается логика постепенного выкупа российскими гражданами используемого ими личного жилья. При этом выкупаться должны были исключительно «излишки» сверх установленного социального норматива, и только в отдельных качественных квартирах. Аварийное и коммунальное жилье оставалось за рамками приватизации, поскольку выкупать его было экономически бессмысленно.

Введение бесплатной приватизации жилья радикально изменило эту логику выкупа. Отныне «бесплатность» была распространена на все де-факто используемое жилье в отдельных квартирах. Но аварийное, служебное и коммунальное жилье по базовому закону приватизации не подлежало, ибо «долг советской власти» состоял в том, что каждая советская семья имела право на отдельную квартиру. На этом «обещании» держалась вся жилищная политика. Консенсус – как сказал бы Михаил Горбачев.

Право на улучшение жилищных условий «в порядке очереди» никто не отменял. И поскольку отныне всем российским гражданам было гарантировано право однажды бесплатно получить в собственность используемое жилье, все «очередники» могли рассчитывать на то, что однажды в будущем они получат возможность эффективно реализовать это право – когда их наделят новым жильем в порядке «очереди».

Таким образом, сложилась действующая ныне конструкция «приватизации жилья». Ее весьма четко определил директор Института экономики города Александр Пузанов: приватизация «бесплатная, бессрочная и безусловная». Как если бы государство всем своим гражданам обещало один раз в их сознательной жизни бесплатно предоставить жилье в собственность. Но это уже не приватизация, это право совсем иного рода.

Право российского гражданина
Завершить бесплатную приватизацию жилья означает не что иное, как отменить право российских граждан на однократное бесплатное приобретение жилья от государства в собственность. Исторический анализ позволяет нам сделать следующий вывод: лишь в одном случае это решение разумно – в случае возможности реализации права граждан России на отдельную квартиру. Но эта возможность сегодня существует не для всех.

Для тех граждан, которые с момента начала приватизации проживают в отдельных качественных квартирах и не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, право на бесплатную приватизацию может быть ограничено во времени. В противном случае это жилье однажды превратится в аварийное – и тогда эти граждане получают право уже на «второе жилье». Подобного рода хитрость не оправдана.

Во всех случаях, когда на момент начала приватизации граждане не имели отдельного жилья либо стояли в «очереди» на улучшение жилищных условий, право приобрести новое качественное жилье от государства в собственность должно быть признано. Но здесь возникает одна серьезная проблема: логика приватизации жилья подразумевала создание семейной собственности, а состав семьи за двадцать лет мог измениться.

Здесь возможно исключительно формальное решение: если семья была поставлена в «очередь» до 1 марта 2005 года, новое жилье с правом последующей его приватизации этой конкретной семье полагается по закону, действовавшему на момент постановки в «очередь». Однако все рассчитывающие на подобное решение семьи должны понимать: ждать реализации своего права на приватизацию им, возможно, придется очень долго.

Безусловный приоритет должны иметь семьи, проживающие в аварийном жилищном фонде. В данном случае право на приватизацию должно быть признано как бессрочное, поскольку здесь имеет место безусловная обязанность государства предоставить новое качественное жилье. Точно так же должны быть обеспечены и все другие адресные «обещания»: ветеранам, военнослужащим и пр. Нельзя обещать – и не выполнить.

Таким образом, приватизация жилья не может быть закончена, пока государство не исполнит все свои исторические обещания. Однако к большинству из этих обещаний словосочетание «приватизация жилья» не имеет отношения. Есть различного рода программы улучшения жилищных условий российских граждан, и в этих программах право собственности на будущее жилье не гарантируется. Эта гарантия дана свыше – действующим законом о приватизации – как право каждого на приватизацию жилья.

Не надо доказывать, что обещать всем гражданам России жилье в собственность – откровенная глупость. Но эта глупость записана в законе. Признать эту глупость и отменить закон – нельзя, поскольку это «несправедливо». Сохранить эту глупость и продлить закон – также нельзя, поскольку обещание невозможно исполнить. Можно сколько угодно повторять, что бесплатная приватизация жилья есть ошибка. Однако нужно научиться мудро и последовательно собственные ошибки исправлять.

Текст: Вячеслав Костров   

Хотите получать
свежие новости BN.ru?
Подпишитесь!
email:
Нажимая «подписаться» вы подтверждаете, что согласны с Договором Оферты и Политикой конфиденциальности.
Подтвердите подписку!
Мы отправили вам письмо со ссылкой подтверждения.
Если в течение 15 минут вы не получили письмо:
– Посмотрите, пожалуйста, в папке "Спам".
– Проверьте, правильно ли вы написали свой адрес