Санкт-Петербург обгоняет Москву по потенциалу важнейших торговых улиц для арендаторов street-retail. К такому выводу пришли аналитики RRG, сравнив современное состояние двух главных торговых коридоров страны – петербургского Невского пр. и Тверской и 1-й Тверской-Ямской ул.
Невский с трафиком порядка 40-55 тыс. человек в сутки опережает Тверскую (35-50 тыс.). Суммарный трафик через станции метро, выходящие на Тверскую, 311,8 тыс. человек в сутки, а на Невском – 595 тыс. человек в сутки. Из это уже следует, что Невский переигрывает Тверскую хотя бы по числу потенциальных посетителей объектов формата street-retail.
«Основная причина более высокого трафика на Невском – обилие туристических и культурных объектов, - поясняет председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. – Если в столице туристы рассматривают Тверскую больше как торговую и бизнес-улицу, нежели прогулочную, то через Невский проходят основные туристические маршруты, да и сами горожане активно посещают проспект».
Крайне важными показателями являются также «непрерывная плотность витрин» (длина участка улицы, где магазины следуют один за другим). «Люди, которые просто прогуливаются по улице (а street-retail в центре города ориентирован именно на таких покупателей), увидев, что магазины «закончились» могут перейти на другую сторону или свернуть на соседнюю улицу. Поэтому для эффективного торгового коридора крайне важна непрерывность витрин», - поясняет Денис Колокольников.
Главный петербургский торговый коридор в этом плане выглядит опять же предпочтительнее: здесь есть 3 участка «непрерывных витрин» 320, 320, 410 м. На Тверской таких участков 4, но они несколько короче: 220, 230, 240, 250 м.
В итоге уровень вакантных площадей на обеих улицах низкий: на Тверской он составляет 5-6%, на Невском – 4-5%. Это тоже говорит о более высоком уровне востребованности петербургского торгового коридора по сравнению с московским.
Еще более любопытным выглядит сравнение арендных ставок двух улиц. В докризисном 2007 году, Тверская с показателем $10 тыс. за 1 кв. м в год (на лучших участках) серьезно обгоняла Невский, на котором ставки на топовые локации держались на уровне $6 тыс. за 1 кв. м в год. В глубоко кризисном 2009 году серьезное падение наблюдалось и там и там: Невский «упал» до $1,5-2,5 тыс. за 1 кв. м в год, Тверская – до $3-4 тыс. Сегодня Невский в лучших местах достиг показателя $5-6 тыс. за 1 кв. м в год, практически поднявшись на докризисный уровень, а Тверская, дотянув до отметки $8,5 тыс, еще очень далека от докризисных показателей.
При этом цены продаж на Тверской (в классической ее части от Охотного ряда до Пушкинской) составляют $50-70 тыс. за 1 кв. м, а на Невском еще можно уложиться в диапазон $30-50 тыс.
«Впрочем, при всех «спорах» Тверской и Невского несомненно одно: альтернативы этим двум улицам в стране нет и не будет, – считает Денис Колокольников. – Исторически торговые, эти улицы в долгосрочной перспективе будут только дорожать, являясь настоящими «голубыми фишками» коммерческой недвижимости и «невосполнимым ресурсом» в «вечных» местах».