Как утверждают представители Росатома, иранская сторона уже больше месяца не оплачивает работы по строительству электростанции. По предварительным оценкам, «Атомстройэкспорт» (АСЭ) недополучил около $25 млн. Вместе с тем замораживать строительство «Бушера» российская компания не спешит, собираясь расплачиваться с субподрядчиками за счет привлеченных средств.

Россия строит АЭС в Бушере, на юго-западе Ирана. Стоимость строительства первого энергетического блока АЭС составляет $800 млн, а при поставке еще трех блоков реактора сумма может достичь $3–3,5 млрд. В контракте на строительство АЭС в Бушере задействовано более 300 российских предприятий.

Вчера представители «Атомстройэкспорта» заявили о проблемах в финансировании строительства АЭС «Бушер» в Иране. По данным «Атомстройэкспорта», в январе компания получила менее 25% предусмотренных контрактом средств, а в феврале вообще не получала финансирования. Вместе с тем в «Атомстройэкспорте» не отрицают, что проблемы с финансированием проекта начались еще в конце прошлого года.

По словам представителя компании, в четвертом квартале 2006 года АСЭ получила лишь около 60% необходимых средств, а в конце 2006 года и сам глава «Атомстройэкспорта» Сергей Шматко заявлял, что в ноябре Россия получила от Ирана только $22 млн. Ранее г-н Шматко считал, что «сохранение темпов строительства возможно только при ежемесячном гарантированном финансировании в объеме $20–25 млн».

Проблемы с финансированием, по данным источников в одном из профильных ведомств, возникли в январе, после того как иранская сторона приняла решение расплачиваться по контракту в европейской валюте, а не американской. Это потребовало дополнения к контракту и времени на его оформление. Кроме того, Иран слишком поздно договорился с третьими странами о поставке оборудования, в частности холодильных установок для систем безопасности. Из-за этого, утверждает источник, близкий к Росатому, заказы на часть оборудования потребовалось переориентировать на российских поставщиков.

По оценке информированного источника в правительстве, к настоящему времени строители станции недополучили порядка 23–25 млн. Однако замораживать строительство АЭС «Атомстройэкспорт» не намерен. Как заявила пресс-секретарь компании Ирина Есипова, «в ближайшее время планируется провести переговоры с иранской стороной, чтобы наладить финансирование». При этом, отметил источник в «Атомстройэкспорте», за счет привлеченных средств — вероятно, кредитов, компания будет стараться рассчитываться с субпоставщиками вовремя и полностью. Вместе с тем вчера иранские власти заявили, что никакой задержки с финансированием нет. «На данный момент осуществлены все платежи по договору на основании согласованного графика», — заявил один из руководителей Организации по атомной энергии Ирана Мохамад Саиди.

Как только будет решен вопрос с возобновлением финансирования, определятся сроки поставок топлива на АЭС. 163 сборки для реактора ВВЭР-1000 должна поставить для АСЭ корпорация «ТВЭЛ». Вчера в «ТВЭЛ» в очередной раз подтвердили, что топливо для станции готово и хранится на подконтрольном корпорации Новосибирском заводе химконцентратов. В Росатоме, говоря о новых сроках поставок топлива, ссылаются на заявления главы Совета безопасности РФ Игоря Иванова. Сборки будут поставлены в Бушер «по мере необходимости».

Ни один из собеседников издания не стал говорить о санкциях, предусмотренных контрактом. В корпорации «ТВЭЛ» объяснили, что в ее контракте с «Атомстройэкспортом» предусмотрены неустойки, «однако до сих пор они не применялись». В то же время генеральный директор института «Оргэнергострой» Элгуджа Кокосадзе отметил, что в рамках платежных этапов серьезных сбоев с расчетами у АСЭ, как правило, не бывает. «Чисто теоретически «Атомстройэкспорт» должен потребовать неустойку, но этого скорее всего не случится», — отмечает аналитик ИГ «КапиталЪ» Михаил Пак. По его мнению, Иран сам не нацелен портить отношения с Россией как стратегическим союзником.