Продолжая разговор о профстандартах риэлторов, в первую очередь остановимся на разделе, регламентирующем грамотное оформление контрактных отношений с клиентами. Так, профессиональные стандарты Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АРСП) формулируют базовые правила оформления договоров. Их соблюдение обеспечивает бесконфликтное и качественное ведение бизнеса.

Напомним, что «риэлтор» - это специалист по операциям с недвижимостью, работающий в компании (агентстве), являющейся членом общественного объединения - Российской гильдии риэлторов (РГР) Именно РГР получила от иностранных коллег право на использование подобного позиционирования профессионалов. Поэтому можно однозначно утверждать – риэлторы (в отличие от множества «неорганизованных» граждан и компаний, подвизающихся на рынке недвижимости) – это специалисты, обязанные соблюдать стандарты в силу своей принадлежности к профессиональному сообществу и строить свою работу в соответствии с этими выверенными правилами (в Петербурге и области корпоративным представителем РГР является АРСП).

Внимательное изучение профстандартов и внедрение их на практике помогает участникам рынка избежать многих ошибок и неудач. А клиенту дает гарантию соблюдения его интересов и возможность оценить, насколько квалифицированно его обслуживают. Какая же конкретика стоит за каждым из пунктов этого «свода законов риэлторского бизнеса»?

Наиболее динамичный и конструктивный этап сделки начинается в момент, когда потенциальный покупатель объекта недвижимости принимает решение и вносит задаток, подтверждающий серьезность его намерений. Порой от покупателей принимаются задатки за квартиры, с владельцами которых еще не заключен договор. И нет гарантии, что это вообще произойдет.

Возможное последствие – потеря драгоценного времени и жестокое разочарование клиента. Аналогично и продавец часто не имеет официального подтверждения заключения договора с покупателем и сведений о его значимых условиях. Такая ситуация нередко возникает в агентствах, использующих «непрозрачную» схему отношений - при которой продавца и покупателя не связывает общий предварительный договор. Грамотный и ответственный подход предполагает в этом случае введение в текст договора с покупателем сведений о наличии соглашения, заключенного с продавцом - с указанием регистрационного номера, даты его заключения и окончания. Также должен быть установлен порядок письменного извещения продавца о том, что заключен договор с покупателем объекта и получено залоговое обеспечение. Тогда на практике уменьшится количество случаев расторжения намечающихся сделок и упростится контроль над соблюдением данного стандарта.

Основные условия сделки (суммы, сроки, условия исполнения, порядок взаиморасчетов), приведенные в данном стандарте, не требуют особых комментариев, во многом определяются действующим законодательством и конкретизируются определениями из других разделов. А вот в отношении «положений нотариально удостоверяемого договора» все сложнее. Если они не обозначены в предварительном договоре, клиент рискует получить «кота в мешке». Чаще всего такая угроза возникает при приобретении (отчуждении) объекта клиентом без согласия супруга либо комнат в коммунальной квартире без ведома соседей-сособственников. Продавать (покупать) по закону - нельзя, зато можно «как бы подарить» (принять в дар). И вот недобросовестное агентство, не сумевшее (или даже не пытавшееся) получить у сособственников отказ от преимущественного права покупки или согласие - у супруга продавца, навязывает покупателю договор дарения - вместо купли-продажи.

Безвозмездная сделка, прикрывающая возмездные отношения, является ничтожной по закону и легко признается недействительной по суду. Если же данный стандарт нарушается, и форма договора изначально не была определена грамотно, выходит, что агентство (даже если оно провело сделку, впоследствии создавшую проблемы клиентам) формально выполнило все принятые на себя обязательства. Случись неприятность - с него взятки гладки.

Значима и цена, указанная в нотариальном договоре. Исходя из нее, начисляется взимаемая пошлина. Облагаемая пошлиной сумма не может быть меньше инвентаризационной стоимости, указанной в техпаспорте. Между тем именно последняя чаще всего фигурирует в договоре как стоимость продаваемого объекта недвижимости (поскольку она меньше рыночной в несколько раз). Но такая незначительная экономия, как показывает практика, не всегда себя оправдывает и может не устраивать одну из сторон. Этот вопрос, учитывая еще и нюансы налогообложения, целесообразно согласовывать заблаговременно, дабы не возникло чрезмерного накала страстей на пороге нотариальной конторы, и сделка в последний момент не разладилась.

Возможность отчуждения по доверенности также важно оговаривать заранее. Необходимо время, чтобы узнать: жив ли владелец недвижимости, подписавший документ, не был ли он введен в заблуждение, не отменил ли доверенность в связи с изменением намерений и пр.

Данный пункт иллюстрирует роль стандартов в заполнении пробелов действовавшего на момент их принятия законодательства. Он фиксирует правила делового оборота, сложившиеся на рынке еще до того, как федеральным законом о регистрации в 1997 году было признано, что права собственности не возникают у покупателя до момента государственной регистрации. Стандарт же гораздо раньше наложил вето на выплаты сразу после нотариата. Не менее 50% от стоимости целесообразно оставлять в качестве значимого стимула к выполнению всех обязательств по своевременной перерегистрации и освобождению жилья. А из них до момента передачи объекта по акту сдачи-приемки обычно «придерживается» до 10% от стоимости - чтобы недвижимость передавалась вовремя и в надлежащем состоянии.

Клиенты, тратя или получая в процессе сделки огромные суммы, весьма болезненно относятся к неожиданно возникающей необходимости нести еще какие-то, пусть даже незначительные, расходы. Сделка с недвижимостью – всегда стресс для ее участников. И на его фоне достаточно пустяка, чтобы развился кризис отношений. Поэтому любых ситуаций, сводящихся к формуле «дайте еще денег», желательно избегать, заранее согласовав и конкретизировав абсолютно все сопутствующие расходы сторон.

На самом деле ни один грамотный риэлтор не потратит средств клиента и не изменит условий взаиморасчетов на свой страх и риск – всегда только по согласованию с покупателем (продавцом) или даже по его инициативе. Но если данные распоряжения, не будучи оформлены должным образом, приведут к негативным последствиям, клиент охотно откажется от своих слов, возложив на фирму ответственность за случившееся. Так что данный стандарт формулирует своеобразные правила «самозащиты» риэлтора.

Такой стандарт исключает возможность недобросовестной конкуренции в периоды ажиотажного спроса на рынке недвижимости. Некоторые фирмы, не соблюдающие данного принципа, сознательно вводят потенциальных покупателей в заблуждение относительно стоимости объекта. Они искусственно занижают рекламную цену, организуя своеобразный аукцион претендентов. В результате чего цена объекта возрастает до среднерыночной, а то и превосходит ее. Подобные методы работы, чреватые моральными потерями для многих клиентов, не поощряются цивилизованными риэлторами.

Договор, отвечающий требованиям профстандартов, сбалансирован, в нем учтены многие нюансы. Он защищает интересы как потребителей услуг, так и самих профессионалов рынка. А если грамотно составленный договор имеет бесспорную юридическую силу, то все стороны будут ответственно относиться к принятым на себя обязательствам.

В следующих номерах «БН» мы продолжим анализ положений раздела профстандартов «Контрактные отношения» и определим значимые для продавцов и для покупателей условия их оформления.

Текст: Татьяна Родионова