Опрошенные нами архитекторы и операторы рынка готовых проектов затруднились назвать, по каким признакам проект коттеджа можно отнести к бизнес-классу, но сошлись в одном: в отличие от более демократичного дома, он должен демонстрировать не вполне рядовой социальный статус домовладельца. То есть это должен быть проект, в котором, кроме стандартного набора помещений (кухня, гостиная, спальня), а также стен и крыши, есть и определенные архитектурные и отделочные «излишества». Причем это вовсе не обязательно какие-либо дополнительные помещения, вроде зимнего сада или гаража на три машины. Это вполне может быть и компактный домик, и немаленький коттедж с просторными помещениями и высокими потолками, но обязательно с не самой дешевой отделкой, и преимущественно с использованием натуральных материалов.

Классовые вопросы
Первым признаком, определяющим привлекательность объекта для той или иной категории покупателей, является, конечно же, не проект, а местоположение. И риэлторам это доподлинно известно. В частности, проект архитектурной студии LANS GROUP разрабатывался для заказчика, имеющего большой участок в ближнем Подмосковье, а угловое остекление служило целью показать роскошный вид на холмистую местность с водохранилищем на горизонте. Подобные объекты недвижимости эксперты рынка однозначно относят к разряду элитных.
Вариации на тему данного проекта можно встретить и в коттеджных поселках бизнес-класса, и в районах плотной частной застройки. Во всех этих случаях за панорамными окнами уже нет «открыточных» видов на окрестные просторы, тем не менее получаются просторные и светлые дома, вполне соответствующие основным признакам бизнес-класса.
Проект деревянного дома от ООО «Разумная архитектура» с точки зрения бизнес-класса не слишком велик (195 кв. м общей площади, из 
Планы на жизнь
Какие основные планировочные тенденции сегодня доминируют в обозначенном нами сегменте? Как свидетельствует статистика, здесь только каждый пятый дом имеет больше двух этажей. Подавляющее большинство самых востребованных сегодня проектов – двухэтажные коттеджи, при этом второй этаж может быть как полноразмерным (это встречается реже), так и мансардным. В мансардном этаже, как правило, располагается приватная, хозяйская, зона – спальни и небольшой холл. Первый – отдан кухне, гостиной, но в нем также должна быть спальня – для гостей либо для пожилых членов семьи, причем желательно – имеющая отдельный выход на участок (в загородном доме всегда есть такая возможность).
Еще одна деталь. Миниатюрные спаленки 7-12 кв. м, которые чуть больше, чем сама кровать, столь популярные несколько лет назад, – уже позавчерашний день. Спальни сегодня делают просторными – от 16 до 22 кв. м и, по сути, такие помещения уже нет смысла называть спальнями: это индивидуальные жилые комнаты, в которые стараются пустить как можно больше естественного света, сочетая обычные фронтальные окна с мансардными (если речь идет о втором этаже).
На каждом этаже коттеджа бизнес-класса обязательно должен быть санузел. Причем в мансарде ему вовсе не обязательно быть индивидуальным – то есть привязанным к спальне. Характерным признаком бизнес-класса является master-bedroom – хозяйская комната-спальня с собственным гардеробом и санузлом, а в идеале – и с собственным выходом на балкон или террасу. Но обилие сантехприборов в каждом закутке – это тоже сегодня не модно. В особенности если на участке есть баня.

И коль скоро речь зашла о бане, архитекторы отмечают и еще одну тенденцию: несколько лет назад частные застройщики, которые жили на широкую ногу, стремились собрать под одной крышей все вспомогательные помещения: тренажерный зал, сауну с бассейном, гараж в цокольном этаже. Сегодня все эти объекты вынесены за пределы основного строения, а площади проектируемых домов уменьшились. Участок становится продолжением жилого пространства, а хозяйственная зона в цоколе отпала за ненадобностью. Это и понятно. Бизнесмены, конечно, любят свои машины, но считают деньги и предпочтут требующему качественной вентиляции, отопления и постоянной уборки встроенному гаражу для «железного коня» просторную комнату для людей. Поэтому в современных домах все реже можно увидеть подвалы и цокольные этажи (если только они не обусловлены особенностями рельефа), башенки и прочие непрактичные излишества.
Между тем неоспоримым преимуществом в глазах сегодняшних заказчиков обладают проекты, предусматривающие возможность поэтапного развития: навесы, которые можно превратить в гаражи, открытые пространства, которые могут стать зимними садами, вынесенные за пределы основного объема гостевые дома, и хозяйственные помещения, перекочевавшие в пристройки и хозблоки. Но если, к примеру, баня не предусмотрена изначальным проектом, под нее на участке должно быть отведено место. Да и оформляться она должна в соответствии с заданной основным проектом стилистикой.
Материалы и технологии
В строительстве коттеджей бизнес-класса применяются все известные на сегодняшний день материалы: клееный и профилированный брус, бревно ручной рубки, кирпич и поризованные керамические блоки, газобетон, каркас, а также их комбинации. И сегодняшние застройщики смело сочетают и дерево с кирпичом, и каркас с газобетоном. Здесь никаких ограничений нет.

Другое дело, что «каркасники» бизнес-класса все-таки отличаются от самых демократичных построек – в первую очередь более высокой степенью продуманности и архитектурной детализации, более долговечными, натуральными и экологичными материалами, а также «продвинутыми» системами домашней автоматики и безопасности. Все это закладывается на стадии проектирования.
Впрочем, эти «классовые» признаки относятся не только к каркасным коттеджам, но и к любым домам бизнес-класса.
Архитектура становится разумной
Как правило, коттедж бизнес-класса – это не первый дом, и часто – не единственное жилье. Хозяева могут отсутствовать в нем месяцами и не желают, чтобы владение недвижимостью было для них предметом беспокойства. Дома, которые нуждаются в постоянном обслуживании, содержании горничных, садовников, охранников, либо просто нуждающиеся в постоянном присмотре, ушли в прошлое. Непременным признаком современного коттеджа становятся управляемые автоматикой системы отопления и климат-контроля, позволяющие поддерживать дом «в тонусе» и переключаться в экономичный режим при отсутствии хозяев.
Одно из самых популярных решений, связанных с режимом поддержания тепла, – система водяного отопления («теплый пол»), с 
Еще одна тенденция – увеличение площадей остекления. В соответствии со СНиПами, на каждые 10 кв. м помещения должен приходиться 1 кв. м остекления (СНиП 2.08.01-89). И это нормативный минимум. Сегодня в дома стараются пустить как можно больше света, в результате площади остекления увеличивают порой до 20% по отношению к общей площади помещений. Это требует применения энергосберегающих стеклопакетов, солнцезащитных жалюзи и маркизет с дистанционным управлением, а также стекол с энергосберегающими и грязеотталкивающими покрытиями, чтобы большие поверхности не приходилось часто мыть.
Стиль или стилизация?
Вопрос о том, какая архитектурная стилистика сегодня более всего востребована в частном домостроении, придется оставить за рамками 
Статистика продаж готовых проектов показывает, что «кричащие» и навязчивые архитектурные изыски, в наше время не востребованы. Не в почете и популярные несколько лет назад «замки», фахверки, альпийские шале (что им делать в наших полях). В отличие от домовладельцев, представляющих «высшие круги» общества, бизнесмены всегда помнят о таком понятии, как ликвидность. Именно поэтому для сегмента «бизнес» не характерны примеры исключительно индивидуальной архитектуры. Да, некоторые сегодняшние постройки можно с определенной долей условности отнести к минимализму, конструктивизму, скандинавскому стилю. Но уже не по классическим канонам того или иного архитектурного направления, а скорее – в качестве стилизации, «цитирования» или отдельных деталей, не нарушающих целостности восприятия.
