В Северной столице насчитывается почти 5 000 предприятий общественного питания. В прошлом году, по данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, объем данного сектора рынка превысил $400 млн. И в течение последних двух лет увеличился не менее чем на 30%. Таким образом, петербургская индустрия питания «вне дома» развивается все более интенсивно: ранее ежегодный рост не превышал и 10%.

Наиболее динамично развивающимся сегментом городского рынка общественного питания в последнее время является сетевой фаст-фуд. Сейчас в Петербурге работает более полутора десятков сетей предприятий быстрого обслуживания. Среди них как иностранные – McDonald's, KFC, Pizza Hut, Subway, так и отечественные – «Теремок», «Чайная ложка», «Блин Дональт’с», «Нямбург» (см. таблицу 2). Их доля уже достигла 33% общего количества всех городских предприятий общественного питания. Если до сих пор число торговых точек фаст-фуда ежегодно увеличивалось всего на 4%, то по итогам текущего года эксперты предполагают зафиксировать прирост в 20%.

Путь бутерброда

Петербургский рынок фаст-фуда, как и российский в целом, фактически был сформирован одним единственным игроком – американской корпорацией McDonald's – в середине 1990-х. Глобальный лидер на мировом рынке общественного питания с первых дней своего существования в нашей стране добился небывалой популярности среди большей части населения, которому подобные заведения были в диковинку. По собственным оценкам, McDonald's занимает сегодня до 70% рынка быстрого обслуживания и около 6% рынка общественного питания России – более 130 ресторанов в 33 городах. В Северной столице компания представлена 16 торговыми точками.

В отличие от большинства действующих и открывающихся в Петербурге предприятий быстрого обслуживания, практически все рестораны McDonald's находятся в собственности корпорации и являются объектами нового строительства. Сравнительно невелика доля заведений, расположенных на арендуемых площадях, в основном это – рестораны в центре города. Фаст-фуды в составе торговых комплексов McDonald's начал открывать сравнительно недавно.

В долгосрочные планы компании входит создание в городе на Неве не менее пяти ресторанов быстрого питания ежегодно. Инвестиции в каждый из объектов составят $1,5–2 млн. Новые рестораны также будут вводиться в эксплуатацию и в составе торговых комплексов, и в отдельно стоящих зданиях.

Кроме того, в 2008 году корпорация начнет продавать договоры франчайзинга по всей стране. Специалисты петербургского рынка связывают активизацию McDonald's (ранее компания отказывала в продаже франшиз на территории России) с обострением конкуренции между предприятиями фаст-фуда.

Международная сеть Subway, хотя и открыла свое первое заведение в Петербурге почти на два года раньше McDonald's – в 1994-м, большого развития пока так и не получила. Первый ресторан сети был открыт на Невском пр., 20. Однако вскоре его сменило широко известное кафе «Минутка». Владельцы же сети Subway потратили на судебные разбирательства с бывшими партнерами – ТОО «Минутка» и компанией East-West Invest – около восьми лет. Сеть снова вернулась в Петербург только в прошлом году. И менее чем за два года открыла 4 торговых точки. Развитием Subway в городе занимаются сразу две компании – ОАО «Невский, 20» и ООО «Рест», получившие права на использование данного брэнда от московской компании Subway Russia.

Немногим позже на петербургский рынок вышла другая международная сеть быстрого питания – KFC (владелец – также американская Yum! Brands). Правообладателем данной торговой марки стало ООО «Пицца-Норд». В настоящее время в городе действует 12 ресторанов сети. Кстати, петербургской компании «Пицца-Норд» принадлежит и другой брэнд Yum! Brands – Pizza Hut. Под этим названием в городе действуют уже 10 ресторанов. Стандартная площадь одной пиццерии составляет около 300 кв. м. Среднее количество посадочных мест – 100. В ближайших планах ООО «Пицца-Норд» открытие еще 6 заведений сети Pizza Hut и 7 торговых залов KFC.

Кстати, McDonald's, KFC и Subway – не единственные иностранные сети, когда-либо работавшие в Северной столице. С рынка ушло сразу две компании, которые пытались наладить бизнес в нашем городе. Так, в 2000 году закрылась сеть быстрого питания Carrols (Финляндия), а в августе 2002 года свернула работу сеть, состоящая из четырех ресторанов GrillMaster (Германия). Данные заведения были достаточно популярны, арендовали помещения в центре Петербурга, но, судя по всему, так и не смогли справиться с послекризисным синдромом.

Национальный колорит

В последние годы во всем мире технологичные американские сети фаст-фуда стали терять позиции под натиском заведений быстрого питания с элементами национальной кухни других стран. И петербургский бизнес своевременно откликнулся на данную мировую тенденцию – гамбургер заменили блином с начинкой. В городе только за последние два года открылось более 50 сетевых заведений, специализирующихся на продаже блинов. Это сети «Теремок», «Чайная ложка», «Масленица», «У тещи на блинах», «Блин Дональт’с» и др.

Сформировали моду на подобные заведения московское ООО «Теремок–Русские Блины» (сеть «Теремок») и петербургское ООО «Соло» («Чайная ложка»). Начинали свою работу данные компании в различных форматах. Блинные «Теремка» располагались в небольших павильонах у станций метрополитена, объекты «Чайной ложки» занимали центральные городские улицы. Но сейчас «Теремок» помимо уличных павильонов активно развивает формат ресторана. В этом году компания открыла в Петербурге три таких заведения (кроме традиционных блинов они предлагают новый для рынка фаст-фуда продукт – каши с начинками). В ближайшее время в городе появятся еще три ресторана «Теремок».

Что касается «Чайной ложки», уже владеющей 21 заведением, то уже в этом году она планирует довести количество своих блинных до 23, а в ближайшие три-четыре года – до 35 торговых точек. Планирует ООО «Соло» свой выход и на рынок конкурента – в Москву. До 2008 года на территории России должно открыться 111 «Чайных ложек», а также построена фабрика по производству блинного теста, начинок и салатов. Объем инвестиций в проект оценивается в $40 млн.

Примечательно, что некоторые владельцы ресторанов, чья деятельность до сих пор была ориентирована преимущественно на заведения общественного питания премиум-класса, сегодня зачастую приходят на рынок фаст-фудов. Например, группа компаний «Конкорд», в активе которой столь известные заведения, как рестораны высокой кухни «Старая Таможня» и «Русский Китч», около трех лет назад занялась развитием сети под названием «Блин Дональт’с». Все новые рестораны расположены в спальных районах Петербурга и рассчитаны на людей со средним и ниже среднего доходом. Ассортимент блюд – традиционно русский: начиная от студня, заливных, голубцов и заканчивая котлетой по-киевски. Сейчас в проекте находятся еще несколько объектов. Правда, два года назад компания отказалось от концепции открытия одних только ресторанов «Блин Дональт’с» и начала строить многофункциональные центры, где помимо фаст-фуда располагаются детские аттракционы, фитнес-залы и др.

Успешно действуют в Петербурге заведения быстрого питания, работающие в иных форматах. Так, ООО «Юнона» владеет сетью из семи бистро «Нямбург» – европейская кухня с элементами восточной (салаты, супы, шашлыки). ООО «Русская трапеза», купившее франшизу у московского ЗАО «Ланч», развивает в городе сеть трактиров «Елки-Палки». Первый такой ресторан был открыт ООО «Ланч-Санкт-Петербург» (оно представляло собственника торговой марки) на Невском проспекте в декабре 2003 года. Однако после этого ЗАО «Ланч» не открыло ни одного нового объекта. ООО «Русская трапеза» было создано в декабре прошлого года и к настоящему моменту выкупило право на управление франшизой трактира «Елки-Палки» на Невском, а в скором времени откроет еще два заведения – на Большой Конюшенной улице и Московском проспекте.

Группа компаний «ПСК Холдинг», управляющая в Петербурге сетевыми ресторанами «Фрикадельки» и «Две палочки», вкладывает $1,5 млн в создание новой сети ресторанов итальянской кухни. Проект получил название «Солнце». Планируется в течение ближайших двух лет открыть до 10 заведений в различных районах города.

По оценкам специалистов, петербургские сетевые заведения общественного питания за последние два года отняли у иностранных фаст-фудов до 20% рынка быстрого питания (например, до 2003 года только один McDonald's занимал в этом сегменте не менее 50%, сейчас – не более 30%). Получается, что фактически на городском рынке образовались две равносильные группы игроков – международный фаст-фуд и отечественные сети.

Денежный вопрос

По данным компании Сolliers International, средний объем инвестиций в открытие фаст-фуда площадью от 50 до 150 кв. м сегодня составляет $50–500 тыс. С этими показателями соглашаются эксперты ООО «Астера», дополняя, что помещения именно такого размера зачастую запрашивают владельцы сетевых точек общественного питания. Причем около 50% всех инвестиций обычно вкладывается в приобретение необходимого оборудования. Более крупные игроки рынка фаст-фуда могут позволить себе и более серьезные затраты. Так, например, ООО «Пицца-Норд» инвестирует в открытие каждого нового ресторана не менее $500 тыс., МсDonald's - более $1 млн (даже при условии, если ресторан не является объектом нового строительства).

Для открытия ресторана в центре Петербурга, как правило, используют уже существующие площади, часто – цокольные этажи. Ставки аренды в большей степени, естественно, зависят от местоположения помещения. На Невском проспекте сетевые операторы готовы платить до $720/кв. м, в других районах города эта цифра колеблется от $420 до $540/кв. м в год.

Вообще подбор помещений является главной проблемой на пути наметившегося расширения петербургской сети общественного питания. Фаст-фуд считается успешным, если его посещают от 300 человек в день. Менее 200 посетителей в сутки делает бизнес нерентабельным. Дополнительными преимуществами с точки зрения расположения будущего ресторана является, например, наличие вблизи зон отдыха и развлечений, бизнес-центров и торговых комплексов. Но специалисты уверены, что из-за активного развития рынок фаст-фуда уже в будущем году совершит радикальный поворот в сторону спальных районов Петербурга – ближе к дому.

1. Распределение фаст-фудов по районам Петербурга*

Район

Доля, %

Центральный

33

Адмиралтейский

10

Приморский

12

Выборгский

7,3

Московский

7,3

Петроградский

7,3

Кировский

6

Василеостровский

5

Калининский

5

Красносельский

4

Красногвардейский

1

Невский

1

Фрунзенский

1

* по данным ООО «Астера»

2. Некоторые сети фаст-фудов в Петербурге**

Сеть

Количество торговых точек

Чайная ложка

21

McDonald’s

16

KFC

12

Pizza Hut

10

Кошкин дом

8

Нямбург

7

Блин Дональт’с

6

Аль-Шарк

5

Теремок

5

Елки-Палки

4

У тещи на блинах

4

Subway

4

Крошка-картошка

3

Pizza Olis

3

Sbarro

2

Фрикадельки

2

Чудо-картошка

2

** по данным ООО «Астера», компании Colliers International и ГК «Бюллетень Недвижимости»