Сегодня в Петербурге большинство действующих отелей, по утверждению специалистов консалтинговых компаний, получили свои «звезды» после прохождения сертификации на соответствие техническим требованиям, которая не предусматривает оценку объектов с точки зрения качества предоставляемых услуг. Это привело к тому, что многие российские гостиницы не соответствуют заявленной категории, и к дезориентации потребителей, которые при выборе объектов ожидают определенного уровня предоставляемого сервиса (в зависимости от «звездности» отеля).
Новая оболочка
Основной целью принятого документа является «обеспечение соблюдения современных стандартов предоставляемых гостиничных услуг» и оказание помощи потребителю в компетентном выборе отеля.
На государственном уровне программа по регулированию данной деятельности впервые была утверждена на базе положения Минэкономразвития РФ
«О системе классификации гостиниц» в 2003 году. Но не была осуществлена в полной мере в связи с начавшейся административной реформой.
Вновь образованное Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) в этом году вынесло на рассмотрение Правительства очередной вариант классификации гостиниц, разработанный на основе того же документа от 2003 года. По словам заместителя руководителя Ростуризма Натэллы Шенгелия, положение было лишь актуализировано, исходя из сегодняшних требований к объектам туристической деятельности. «Гостиницам, которые прошли аттестацию и получили звездность в позапрошлом году, проходить эту процедуру снова не потребуется», – утверждает она.
До последней звезды
Впоследствии по замыслу разработчиков проекта присваивать категорию гостиницам будет специальная аттестационная комиссия. В ходе проверки оцениваться ею будет не только техническое состояние объекта, но и уровень оказания сопутствующих услуг. «Несмотря на то, что классификация отелей – дело исключительно добровольное, объекты, не получившие должного сертификата, не будут иметь права заявлять о своей «звездности», – разъясняют в Ростуризме.
Одобренная Правительством система подробно описывает требования как к объектам размещения (гостиницам, мотелям, пансионатам и др.) в целом, так и к гостиничным номерам. Категории объектам будут присваиваться исходя из количества набранных баллов.
Отели смогут получить категорию от одной до пяти «звезд». В классификации оговариваются все возможные условия: от общего количества номеров – до наличия воздушно-тепловой завесы на входе в гостиницу.
Не менее жесткие требования предъявляются и к номерам. Они также разделены на несколько типов: от высшей («сюит», «апартамент», «люкс» и «студия») – до пятой категории. Оцениваться будет абсолютно все – напольное покрытие, стены, занавески, освещение, мебель, сантехническое оборудование, свободный проход к шкафам и др. Максимальный набор требований определен для номеров категории «сюит». Такой номер должен иметь площадь не менее 75 кв. м, состоять из трех и более жилых комнат (кабинет, спальня, гостиная и/или столовая), полного санузла (ванна, душ, умывальник, унитаз) и дополнительного гостевого туалета. Самые «снисходительные» условия, соответственно, предъявляются к номерам пятой категории. Это одна жилая комната, предназначенная для проживания нескольких человек (из расчета 6 кв. м на одного постояльца в «средствах размещения круглогодичного функционирования» и 4,5 кв. м на человека – в сезонных гостиницах).
После удачного прохождения всех необходимых экспертиз и оценок гостинице будет выдан сертификат на соответствие той или иной категории. Сроком на пять лет. Причем ежегодно отель должен будет подтверждать присвоенный ему статус.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Елена Табала, директор компании «Knight Frank Санкт-Петербург»:
– Применение данной системы классификации на определенный период понизит средний уровень «звездности» существующих в Петербурге гостиниц. Очевидно, что это в меньшей степени повлияет на отели, управляемые международными гостиничными операторами, поскольку они изначально ориентировались на более высокие международные стандарты. Тем не менее если применение данной системы достигнет своей цели, то есть подтолкнет собственников и управляющих гостиницами улучшить качество номерного фонда и обслуживания, то временное снижение статистических показателей не станет критическим фактором для развития туристической инфраструктуры города.
Сергей Корнеев, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии:
– Люди уже давно привыкли к такому понятию, как «звезды». Но, как ни странно, единой международной системы классификации гостиниц до сих пор нет. Существует лишь ряд национальных систем, которых придерживаются гостиничные операторы той или иной страны. Эти системы зачастую между собой значительно разнятся, что вызывает недовольство потребителей, а, следовательно, возникают проблемы у туристских компаний. Это особенно актуально для России. Иностранные туристы до сих пор весьма настороженно относятся к нашей стране.
Что касается Петербурга, то основные гостиницы нашего города достаточно известны. И нарекания по поводу объявленной ими «звездности» возникают достаточно редко. Это касается не только отелей с международным менеджментом, но и гостиниц, построенных в советское время: «Москвы», «Прибалтийской», «Октябрьской» и др. Они вполне соответствуют тому представлению об отелях, которое сложилось у европейского потребителя. Поэтому вопрос аттестации в большей степени касается вновь открывающихся гостиниц. Для таких объектов это своего рода маркетинговый ход – четко и ясно показать, чего они стоят.