Внедрение спутниковой навигации в систему пассажирских перевозок Петербурга началось два года назад. В начале 2008 года в качестве пилотного проекта передатчиками ГЛОНАСС/GPS были оснащены автобусы маршрута №85, принадлежащие ГУП «Пассажиравтотранс». Чуть позже к эксперименту присоединилась и компания «Питеравто», за собственный счет установившая оборудование на нескольких своих машинах.

Осенью 2008 года эксперимент был признан успешным, и ГУ «Организатор перевозок» объявило конкурс на установку системы ГЛОНАСС/GPS на 150 троллейбусах, трамваях и автобусах города. Стоимость одного комплекта оборудования, его установки и введения в эксплуатацию была оценена в 52 тысячи рублей. Таким образом, в общей сложности из бюджета на эти цели выделялось 7,8 млн рублей.
 
В начале нынешнего года Смольный объявил очередной конкурс на закупку навигаторов ГЛОНАСС/GPS. Победителем соревнования, итоги которого были подведены 11 мая, стала компания CSBI Group, которая должна поставить 1535 единиц оборудования на общую сумму 78 млн рублей. В комитете по транспорту Петербурга отметили, что такое количество навигаторов позволит до конца года оснастить системой спутникового слежения весь парк «Пассажиравтотранса». Кроме того, продолжится установка передатчиков и на подвижном составе «Горэлектротранса».
 
Информация со всех машин, оборудованных системой спутниковой навигации, стекается в Центр автоматизированной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (ЦАСУ ГППТ), который осуществляет оперативное регулирование движением автобусов, троллейбусов и трамваев. По словам чиновников, подобная система позволит существенно сократить нецелевые расходы бюджета, связанные с выплатами субсидий на социальные перевозки.
 
«Теперь мы будем видеть действительно полноценный отчет о работе буквально каждого водителя безо всяких приписок, которыми, что уж там говорить, грешили почти все. По результатам этих отчетов будет производиться выплата городских субсидий. То есть, мы будем платить только за ту работу, которая действительно сделана. Сейчас мы платим перевозчикам в общей сложности 6 млрд рублей в год», – рассказал  вице-губернатор Петербурга Алексей Сергеев.
 
Пока, по словам чиновника, у диспетчеров нет возможности контролировать движение частных перевозчиков, однако уже с 2011 года в условия новых конкурсов на право обслуживания социальных маршрутов предполагается внести пункт об обязательном сотрудничестве с ЦАСУ ГППТ. Закупку оборудования город планирует осуществлять за счет бюджетных средств, но установка и обслуживание станут уже заботой компаний.
 
Заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) Елена Ногова подчеркнула, что в Петербурге никогда не было хорошего диспетчерского обслуживания наземного транспорта. «Диспетчера сидят на конечных пунктах и слишком поздно узнают, что где-то что-то случилось, произошел какой-то сбой. Наличие навигационного оборудования позволит отслеживать ситуацию в режиме реального времени и оперативно принимать решение о корректировке движения транспорта», – отметила эксперт.
 
По словам Елены Ноговой, передатчики ГЛОНАСС/GPS также позволят следить за добросовестностью перевозчика по исполнению взятых на себя обязательств, прежде всего, соблюдению расписания: «Пассажиравтотранс» как раз строже относится к исполнению обязательств. А вот некоторые частные перевозчики нередко грешат нарушениями – могут и закончить движение раньше, и начать попозже. Так что такая система позволит проверить, как они работают».
 
Кроме того, добавила замдиректора НИПИ ТРТИ, благодаря такой системе пассажиры смогут увидеть, где в данный момент находится интересующий их автобус или трамвай. «Для этого им достаточно зайти в интернет и посмотреть карту, – пояснила эксперт. – Это нормальная мировая практика. Такая система, например, функционирует в Хельсинки».
 
Отметим, что процесс оснащения наземного транспорта системой ГЛОНАСС/GPS активно идет и в других регионах России. В частности, Ленинградская область планирует установить передатчики на весь автопарк своего региона к 2012 году. По словам местных чиновников, область уже закупила и установила 570 комплектов навигационной системы  на школьных автобусах и дорожной технике. На очереди рейсовые автобусы и маршрутные такси.
 
Что касается надежности системы ГЛОНАСС, то как заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов, российская космическая группировка будет покрывать 100% земной поверхности уже до конца нынешнего года. Сейчас, по словам чиновника, на орбите находятся 23 космических аппарата системы ГЛОНАСС, из них 21 работает по назначению. В этом году ожидается пуск еще шести-семи новых спутников.

Текст: Александр Егоров