На остров Котлин переведут основное производство предприятия. В Петербурге останутся только научно-технологические корпуса. «Кронштадт сейчас соединен автомобильным сообщением. Это недалеко от Морского канала и позволяет крупнотоннажным судам непосредственно заходить на верфи и производить выгрузку оборудования», — сказал Роман Троценко. Раскрывать детали проекта глава корпорации не стал, подчеркнув лишь, что он поддержан губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко.
Перенос верфи предполагается производить частично на территорию входящего в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Кронштадтского морского завода. При этом мощности завода могут быть интересны только как вспомогательные площадки новой верфи, а часть его территорий может быть отдана под реализацию инвестпроектов, так как завод находится в центре Кронштадта. Новую верфь планируется строить на окраине острова.
Шаг за шагом
Однако в первую очередь необходимо начать освобождать территорию под «Адмиралтейскими верфями». Ранее председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов говорил, что перевод верфей будет осуществляться в два этапа. Первый займет от 3 до 6 лет, и в это время будет осуществлено перебазирование верфей с Ново-Адмиралтейского острова на южную и северную площадки рядом. В результате на острове освободится земельный участок площадью 17 га. На втором этапе планируется осуществить полный вывод «Адмиралтейских верфей» из центра города в Кронштадт. Общая высвобождаемая площадь при этом составит 65 га. Этот этап может занять около 10 лет.
Напомним, что первоначально город планировал участвовать лишь в первом этапе перебазирования, так как на Ново-Адмиралтейский остров будет выходить мост с Васильевского острова, который должен быть построен к 2013 году. Но эти планы легко могут измениться, и городу придется финансировать весь переезд верфей.
В январе 2010 года руководство ОСК встречалось с председателем комитета по стратегическим проектам администрации Петербурга Алексеем Чичкановым. Речь шла о передаче городу всей территории «Адмиралтейских верфей», финансировании городом переноса мощностей верфей на новую площадку и признании кронштадтского проекта стратегическим для Петербурга.
Всему свой срок
Единственное, что не может измениться — этапность проекта. Весной генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Владимир Александров заявил, что портфель заказов верфи сформирован до 2017 года. «Портфель заказов составляет десятки миллиардов рублей и сформирован на ближайшие семь лет. Поэтому было бы неразумно в этот период останавливать предприятие для того, чтобы переехать на новые территории», — сказал он.
Назвать точную стоимость перевода предприятия на новое место базирования сложно. Руководство ОСК оценивало строительство нового судостроительного комплекса примерно в $1 млрд. Однако в эту стоимость входило строительство мощностей для обеспечения потребностей нефтегазовых компаний в морской технике для работы на Штокмановском шельфе, а также блока гражданского судостроения «Адмиралтейских верфей».
Нельзя забывать, что одним из доходных направлений предприятия является строительство подводных лодок, а расходы именно на это направление не учитывались в первоначальной смете. Поэтому стоимость строительства новой верфи может быть больше уже названной.
По информации «Ъ», со ссылкой на осведомленный источник в ОСК, государство может поддержать перенос в Кронштадт «Адмиралтейских верфей». Однако сумеет ли корпорация получить госфинансирование, покажет время. Дело в том, что корпорация уже привлекла госредства на строительство верфей.
В 2009 году Внешэкономбанк одобрил выделение кредита на строительство новой верфи в Приморске (Ленобласть) Выборгскому судостроительному заводу. Госкорпорация также получила финансирование от ВЭБа на строительство новой верфи на Дальнем Востоке. Объем финансирования не раскрывается, но уже понятно, что сумма на строительство двух верфей не может быть рядовой.
Предложение бизнесу
Очевидно, что для развития Ново-Адмиралтейского острова потребуется частный капитал. Главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев заявил в СМИ, что уже в 2010 г. готов провести архитектурный конкурс по застройке этого участка.
Но уже сейчас ясно, что проект не будет легким для бизнеса. Почти половину территории острова занимают охраняемые объекты исторического наследия, которые конструктивно не подходят под жилье. В Смольном считают, что их можно приспособить под размещение примерно 45 тыс. кв. м коммерческих площадей. На оставшейся территории можно построить еще столько же жилья: эта часть острова допускает жилую застройку, но имеет ограничение по высотности в 21 м. По предварительным оценкам экспертов Смольного, общая стоимость проекта при таких условиях составит не менее $130 млн.
Имя одного претендента на освоение территории «Адмиралтейских верфей» известно. Предложение от городских властей получила компания «Бриз», известная по строительству торгового комплекса у Московского вокзала. О том, что Смольный предложил «Бризу» принять участие в конкурсе на разработку проекта застройки территории, сообщил генеральный директор ЗАО СК «Бриз» Билгехан Озерин. Однако как рассказали в самой строительной компании, «Бриз» стал не единственной компанией, получившей предложение участвовать в конкурсе.
Можно предположить, что в проекте пожелает участвовать и другая известная компания. В конце 2007 года Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Петербурга издал распоряжение о подготовке проектов планировки и межевания территории в Адмиралтейском районе, ограниченной реками Пряжкой, Мойкой, Ново-Адмиралтейским каналом и Большой Невой. Два года назад компания «Новая Коломна» начала работу над мастер-планом застройки участка, расположенного на Ново-Адмиралтейском и Матисовом островах.
В Смольном не могут не знать, кто стоит за малоизвестной компанией. В июле 2006 года было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «Новатэк» и администрацией Петербурга. В одном из пунктов соглашения говорится, что «стороны договариваются оказывать содействие в разработке и реализации инвестиционных проектов и программ на территории Петербурга». К тому же компания «Левит» после перерегистрации в Петербурге входит в число крупных налогоплательщиков. Со своей стороны уточним, что «Новая Коломна» полностью принадлежит ООО «Левит», которое, в свою очередь, владеет чуть более 49% акций в ОАО «Новатэк».
Представители бизнеса пока не готовы говорить о привлекательности проекта. Дело в том, что окончательно так и не понятны затраты, требования и другие параметры грандиозного строительства. Однако уже в скором времени ситуация может проясниться. В течение ближайших недель Смольный намерен подписать трехстороннее соглашение между городом, «Адмиралтейскими верфями» и ОСК о реализации инвестиционного проекта развития Ново-Адмиралтейского острова. После подписания документа и будет решено, что и в каком объеме строить на острове.
