В Петербурге отменят льготный режим для инвесторов гостиничного бизнеса. Смольный уверен, что заявленных проектов в центре уже хватает и участки под размещение новых отелей в престижных районах города пора предлагать через торги. Эксперты говорят, что без новых инструментов поддержки отрасли все равно не обойтись.
Губернатор Валентина Матвиенко на заседании городского правительства во вторник, 27 апреля, дала поручение главе Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга (КИСП) Алексею Чичканову подготовить отмену льготного режима для гостиничных инвесторов, реализующих проекты в Курортном, Пушкинском и во всех центральных районах Петербурга.
Одним из последних в льготный вагон впрыгнуло ООО «СК «Новая Линия» - ему целевым образом выделен земельный участок площадью 2 тыс. кв. метров в Подъездном пер., д. 12А под строительство гостиничного комплекса с подземным гаражом. Отчисления на инфраструктуру для компании составят 97 млн рублей. По словам вице-губернатора Романа Филимонова, при этом полная рыночная стоимость объекта - 172 млн рублей. «Строительный» вице-губернатор уже не в первый раз поднимает вопрос о целесообразности применения специальной инвестиционной, а не рыночной, оценки при передаче участков и зданий под реконструкцию в центральных районах города для размещения гостиниц. На этот раз его поддержала губернатор. «Мы сняли остроту проблемы и уже насытили рынок гостиничными объектами. В престижных районах участки могут идти на торги безо всяких скидок», - заявила Валентина Матвиенко.
Алексей Чичканов уверен, что убирать льготный режим нужно лишь в отношении объектов, планируемых к строительству в пригородных районах. «Там в основном заявляются низкономерные объекты, больше похожие на центры по релаксации. Но в центре города планируются гостиницы с большим номерным фондом и снятие льгот приведет к тому, что число таких объектов резко уменьшится», - полагает он. Такие доводы губернатора не убедили, и она дала распоряжение готовить соответствующие поправки в нормативную базу.
Поддержкой гостиничного рынка Смольный озаботился пять лет назад после утверждения амбициозного плана по вхождению Петербурга в пятерку крупнейших туристических центров Европы. КИСП занялся формированием адресной программы, участки и здания из нее предоставляются целевым образом, а сумма отчислений в бюджет рассчитывается по специальной (инвестиционной) оценке – она примерно в два раза ниже рыночной.
Сейчас в рамках программы заявлено более 200 проектов в разной стадии реализации. Большинство – в историческом центре, а также в Курортном районе. По данным КИСП, в 2005 -2009 годах в Петербурге было построено более 60 гостиниц на 3,4 тыс. номеров. Сейчас в городе функционирует 626 объектов, общий номерной фонд - 26,1 тыс. В 2010–2011 гг. планируется ввести в эксплуатацию еще 22 гостиницы на 2,7 тыс. номеров.
По данным консалтинговой компании Astera St.Petersburg, городской гостиничный фонд (вместе с мини-отелями) составляет порядка 25 тысяч номеров, из них около 15 тыс. соответствуют международной классификации. С учетом заявленных проектов, в центральной части города на подходе объекты еще на 500-600 номеров. Кроме того, на рынке есть запас расселенных зданий, которые активно предлагаются инвесторам и гостиничным операторам.
«Объем предложения в центральной части города уже вполне достаточен, - считает руководитель отдела инвестиционного консалтинга Astera St.Petersburg Александр Волошин. - На сегодняшнем этапе отрасль гостеприимства надо развивать не за счет целевого предоставления участков под новые гостиницы, а за счет программы по привлечению туристов и повышения наполняемости существующих объектов. В Петербурге среднегодовая загрузка всей номерной емкости – 40% , при том, что в период «белых ночей» она достигает 90-95 % . Такой сезонности во всем мире нет. Как равномерно распределить потоки туристов – это задача самих операторов и городского комитета по туризму».
Директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков называет отмену льгот неоднозначной и полагает, без новых инструментов поддержки отрасли не обойтись. «Несколько лет назад принятие адресной программы стало шагом навстречу девелоперам. Но на практике инвесторы сталкиваются и с другими трудностями, мешающими работе. Этот бонус не настолько ощутим по сравнению с реальными проблемами. Администрация города должна искать другие инструменты, которые будут стимулировать работу гостиничного бизнеса. В частности, строительство новых отелей сдерживается сложностью процедур согласований, которые необходимо пройти инвестору. Нужно упрощать ее, тем самым стимулируя выход на рынок серьезных и сильных брендов. Достойных отелей в городе немного, рынок неструктурирован и эти проблемы нужно решать».
Текст: Александр Смирнов