О содержании постановления правительства Владимир Путин сообщил сегодня в ходе встречи с министром транспорта Игорем Левитиным. В нем, в частности, говорится о госгарантиях по строительству скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург, обхода подмосковного города Одинцово и Западного скоростного диаметра (ЗСД).
«Подписано постановление правительства о предоставлении госгарантий компаниям, которые вместе с правительством участвуют в строительстве объектов государственной инфраструктуры. Речь идет об автомобильных, железных дорогах, портах, аэропортах, взлетно-посадочных сооружениях,» - сказал Владимир Путин.
В начале марта он уже подписал постановление правительства, утверждающее перечень проектов, на которые будут распространяться такие гарантии.
Согласно этому документу, для строительства ЗСД, общая стоимость которого составляет 212,7 млрд рублей, можно разместить пять выпусков 20-летних облигаций по 5 млрд рублей каждый. Уже этой осенью ЗСД планирует привлечь не менее 12,5 млрд руб. на строительство автотрассы за счет выпуска облигаций.
ООО «Северо-Западная концессионная компания» (концессионер, выбранный по конкурсу для строительства участка трассы Москва - Петербург 15-58 км) также сможет сделать пять выпусков по 20 лет каждый, но объем последнего составит не 5 млрд рублей, как первых четырех, а 4,54 млрд. Общая стоимость строительства участка этой трассы - 63,4 млрд рублей.
ОАО «Главная дорога», отвечающее за строительство нового выхода на МКАД с дороги М-1 Москва - Минск (стоимость - 25,56 млрд руб.), разместит бонды на 8,17 млрд со сроком погашения в 2027 году.
Как пояснил Игорь Левитин, в этом процессе могут участвовать и российские, и зарубежные банки. Контролировать целевое использование облигационных займов и условия выпуска облигаций будет Минтранс.
В ходе встречи с Левитиным Путин также поручил ему внимательнее следить за выполнением экологических требований в инфраструктурных проектах.
Это замечание связано со скандалом, который развернулся вокруг строительства трассы между двумя столицами. «Гринпис» и несколько российских общественных организаций считают, что из-за неверно выбранного маршрута трассы погибнет Химкинский лес. Согласно проекту, трасса пройдет через район Бусиново (восточнее Ленинградского шоссе), на ней будет построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов. Для строительства дороги участки общей площадью 150 га были переведены из земель лесного фонда в земли транспорта.
Экологи подали в суд иск, требуя отменить соответствующее распоряжение правительства от 5 ноября 2009 года и пересмотреть маршрут. Но 1 марта Верховный суд РФ признал действия правительства по этому проекту законными.
Однако тема пока не закрыта. В феврале ее обсуждал Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека под председательством Эллы Памфиловой. Участники дискуссии отметили, что хотя в прошлом году несколько зарубежных банков (Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Международная финансовая корпорация) подписали предварительные протоколы об участии в проекте, но сейчас они «заняли выжидательную позицию». Совет Памфиловой объясняет это «прежде всего, наличием серьезных экологических проблем, которые уже привели к массовым протестам со стороны жителей Москвы и Химок, российских экологических и правозащитных организаций. Также проект в его нынешнем виде вызвал озабоченность со стороны фракции «Зеленых» в Европарламенте, ряда международных организаций, включая Greenpeace и WWF».
Члены совета также считают, что трасса выбрана неверно, что есть еще как минимум пять вариантов прохождения магистрали. Кроме того, они обнаружили «фальсификацию статуса земель в документации по проекту». В 2010 году «Центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International» начал процедуру коррупционного анализа данного проекта. И сами экологи, не добившись правды в Верховном суде, направили иск в Страсбургский суд.
Шумиха вокруг трассы отразилась на финансировании проекта. В ходе визита президента Дмитрия Медведева во Францию 2 марта этого года представители компании Vinci (основной участник «Северо-Западной концессионной компании») пожаловались ему, что ЕБРР уже отказал им в финансировании из-за проблемы с экологами. По словам бизнесменов, камнем преткновения стали срубленные строителями в Химкинском лесу 14 дубов. «Если вы говорите о давлении на ЕБРР, дело это довольно трудное, но я постараюсь разобраться, есть ли какие-то возможности для того, чтобы помочь этому проекту и способствовать принятию соответствующего решения по линии ЕБРР», - заявил Дмитрий Медведев, который назвал проблему «дубовой».
Впрочем, вряд ли зарубежных финансистов отпугнули исключительно экологические проблемы проекта. Скорее всего, они ждут конкретных действий российских властей, которые бы подтверждали, что дорога будет построена. По мнению ведущего специалиста департамента инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал» Александра Игнатюка, таким шагом наверняка станет для банкиров предоставление госгарантий для инфраструктурных проектов: «Государственные гарантии важны не только непосредственно для выпуска облигаций, - говорит он. - Их предоставление существенно ускорит и упростит переговоры с инвесторами и кредитными организациями относительно других способов финансирования, а также снизит стоимость предоставляемых банками денег. Ведь с точки зрения банков, проект, получивший государственные гарантии, становится весьма перспективным - не с точки зрения окупаемости, а с точки зрения возможности его реализации. Расчеты окупаемости, основанные на предполагаемом увеличении трафика, условны - трудно предсказать, какой будет экономическая ситуация».