В комитете по инвестициям и стратегическим проектам правительства Петербурга «БН.ру» сообщили, что размещение облигаций ОАО «Западный скоростной диаметр» (100% акций ЗСД принадлежит правительству Петербурга) состоится не ранее августа 2010 года, а объем выпуска составит не менее 50% от объема предоставляемых правительством РФ гарантий. В городском комитете финансов добавили, что размещения будут проходить по мере необходимости инвестиций.

Накануне премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление, в соответствии с которым ЗСД получил право размещать облигационные займы под государственную гарантию на сумму 25 млрд руб. и на срок до 20 лет. Привлеченные средства будут направлены на строительство автомагистрали.
 
Ожидается, что облигации «ЗСД» будут включены в ломбардный список Банка России, что позволит их держателям получать финансирование ЦБ под залог бумаг. И тогда они станут интересны широкому кругу инвесторов. «Это абсолютно новый финансовый инструмент, ранее не применявшийся в государственно-частном партнерстве в России, - отмечает председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов. - Размещение облигаций решит ряд ключевых задач проекта: частные инвестиции будут привлечены в рублях, на длительный период и по наиболее приемлемым ставкам. Это, в свою очередь, позволит ускорить темп строительства автодороги».
 
По мнению начальника отдела организации размещений ИК БФА Павла Шевцова, в целом перспективы у такого инструмента есть, он заинтересует инвесторов, если будет предложена конкурентная доходность при дюрации не более 5-7 лет.
«Проблем с размещением 25 млрд не возникнет. В конечном итоге зависеть это будет от насыщенности рынка ликвидностью и предложением бумаг. Возможно, сделают несколько траншей. Единственное, что на ставку будет влиять фактический эмитент бумаг. Если это будет Правительство Петербурга, цена будет одна, если ОАО ЗСД, то чуть выше. Точно говорить о ценообразовании без учета оценки кредитного профиля
компании преждевременно. Полагаю, что цена будет около 75-200 базисных пунктов к облигациям Москвы», - рассуждает эксперт.
 
Строительство ЗСД ведется с осени 2005 года за счет средств бюджетов Российской Федерации и Петербурга. В октябре 2008 года было открыто движение по участку I очереди ЗСД, обеспечивающему вывод автотранспорта из третьего и четвертого районов Морского порта Петербурга на кольцевую автодорогу и далее на федеральные автодороги страны. В настоящее время ведутся строительные работы на участке II очереди, который обеспечит автотранспортное обслуживание первого и второго районов Морского порта и Петролеспорта.
 
Для строительства еще двух участков дороги городские власти надеются привлечь частного инвестора, который завершит строительство и займется эксплуатацией трассы. Общая стоимость проекта превышает 212 млрд руб. Построена примерно пятая часть дороги. Проект финансируется из местного и федерального бюджета. Но в связи с разразившимся финансовым кризисом и ростом дефицита бюджетов объемы финансирования сократились из федерального бюджета вдвое с 14 млрд руб. до 7 млрд, а из местного с 3,6 млрд руб. до 2,6 млрд. Правда, подрядчики, также находящиеся в условиях дефицита финансовых ресурсов, готовы работать больше за меньшие деньги. Участники последних конкурсов на строительство различных участков автомагистрали снижали стоимость работ на 30%.
 
Концессионный конкурс по привлечению крупного инвестора планируется объявить в 2011 году. По мнению Алексея Чичканова, после того, как объект начнет генерировать доход, он станет более привлекательным для инвестора. «Взимать плату за пользование первыми участками ЗСД планируется с ноября 2010 года. Точную стоимость проезда и объем получаемых доходов от эксплуатации можно будет сказать после окончания расчетов - ближе к началу ввода платы», - говорит председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам.
 
 
Справка БН:
Западный скоростной диаметр (ЗСД) - платная трасса, которая соединит северные районы города с югом, минуя городскую дорожную сеть. Часть магистрали пройдет по эстакаде в Финском заливе. Общая ее протяженность - 46,4 км, в том числе 28 км внутри плотной застройки города. На трассе планируется организовать 14 транспортных развязок.

Текст: Александр Сологуб