Формально все земельные участки, на которых расположены наземные и подземные вестибюли станций метрополитена, а также павильоны ожидания наземного городского транспорта, совмещенные с «торговыми точками», должны быть отнесены к территории общего пользования. Но это в теории. На практике – это торговые зоны, пусть и обремененные де-факто публичными сервитутами.

Однако, если эти зоны в радиусе 50 метров вокруг станций метрополитена и в радиусе 10 метров вокруг остановок наземного транспорта будут очищены от несанкционированной торговли, они станут земельными участками общего пользования не только «по закону», но и фактически. Но это будут чисто виртуальные земельные участки, если они не будут сформированы законным образом.

Действующее законодательство оперирует двумя понятиями: «территории общего пользования» и «земельные участки общего пользования». В случаях с павильонами ожидания наземного транспорта и подземными вестибюлями метрополитена следует говорить о «территории». Ее границами служат так называемые красные линии, внутри которых любая частная застройка должна быть запрещена в принципе. Исключение могут составить сооружения, служащие публичным интересам.

Сложнее обстоит дело с наземными вестибюлями станций метрополитена. Те из них, что занимают часть капитальных зданий, де-юре используют часть соответствующего земельного участка, и выделить в радиусе 50 метров от входа на станцию еще один самостоятельный земельный участок невозможно физически. В случае же с отдельно стоящими зданиями это невозможно уже юридически.

Большинство из них окружено капитальными строениями, выделить здесь «абсолютно круглый» земельный участок, свободный от прав их владельцев, крайне затруднительно.

Это можно сделать лишь по границам окружающих его участков в том случае, если они определены. Тогда это будет действительно публичная недвижимость, а не просто зона, обремененная административным запретом.

Текст: Вячеслав Костров