Грядущие изменения в приватизационном законодательстве озвучил глава Минэкономразвития Герман Греф на одном из последних заседаний Правительства РФ. Оно было посвящено итогам приватизации государственного имущества за полугодие и прогнозном плане на 2006 год.
«Неликвид» тормозит
Судя по цифрам, способ пополнения государственной казны посредством приватизации в последние годы уже не столь эффективен. В 2003 году выручка от нее составила 91 млрд рублей, в 2004-м - 65,7 млрд. Прогнозы на этот год более скромны: 42,7 млрд. Дальше – еще меньше. В будущем году казна рассчитывает получить от продажи федерального имущества лишь порядка 31 млрд рублей.
Несмотря на снижение планки, проблемы с продажей «избыточной» для государства собственности усиливаются. Как обрисовал ситуацию Герман Греф, «предприятий выставляется все больше, а продается все меньше». При этом в основном бюджетное задание удается выполнять за счет продажи единичных объектов - привлекательных для инвестора госпакетов акций крупных компаний. Приватизация так называемого «неликвида» – государственных унитарных предприятий и небольших госпакетов акций в ОАО - буксует. Так, в 2004-м - из 1 374 ФГУПов было продано 525, из 1 702 госпакетов - лишь 565. В этом году из предложенных к продаже акций 534 акционерных обществ торги были признаны состоявшимися лишь по 114. Величина прибыли – 5,6 млрд рублей.
Спад объясняют не только тем, что лакомых кусков госсобственности практически не осталось, но и техническими причинами: недостаточно гибкой системой продаж. Например, затраты государства на подготовку и проведение приватизации того же «неликвида» зачастую превышают доходы от его продажи. Приватизационный «инструментарий» решено отрегулировать.
Упрощение и ускорение
Законопроект, предложенный Минэкономразвития, дает возможность продавать ГУПы без их акционирования, как имущественные комплексы. Ранее, если балансовая стоимость приватизируемого объекта превышала 100 тыс. рублей, существовало жесткое требование его акционировать. Сейчас небольшие предприятия можно будет пускать с молотка либо как имущественные комплексы (с ликвидацией юридического лица), либо в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Другое кардинальное новшество – отказ от института нормативной цены. Она, в частности, определяет ценовой порог, ниже которого расставаться с госсобственностью нельзя. Теперь, согласно проекту закона, собственнику имущества даются полномочия самостоятельно устанавливать критерии, по которым будет определяться стартовая цена продаваемого объекта. Причем принадлежащие государству единичные акции и небольшие пакеты можно будет выставлять на торги без проведения независимой оценки. И даже более того – реализовывать их без объявления начальной цены, ориентируясь исключительно на предложения участников торгов.
Для ускорения продаж любого имущества вводится так называемый голландский аукцион (с понижением цены предложения). Данный вид торгов используется и ныне, но затянут по времени, так как в нем допускается лишь закрытая форма подачи предложений участниками. Теперь такой аукцион можно будет проводить в открытой форме – «с голоса» – в течение одной торговой сессии.
Другие новации направлены на увеличение информационной открытости приватизационных процессов. Теперь требуется публиковать сведения о планировании приватизации, условиях и результатах продаж не только в «узких» специализированных изданиях, но и в общедоступных СМИ.
По питерскому счету
Для Петербурга, у которого около 500 ГУПов и доли акций в более чем 170 предприятиях, грядущие новшества актуальны. Потому что налицо те же самые проблемы с продажей «неликвида». Например, с начала года Фонд имущества Санкт-Петербурга провел аукционы по продаже госпакетов акций в 40 предприятиях. По 27 из них торги не состоялись ввиду отсутствия заявок. Поэтому изменения в приватизационном законодательстве в Фонде уже вызвали одобрение. Особенно в части отказа от нормативной цены, которая серьезно затрудняет продажу имущества. «Нормативная цена – не показатель привлекательности объекта. Нередки случаи, когда она в десятки раз больше рыночной. В итоге многие объекты остаются невостребованными даже после их публичного предложения, когда закон позволяет снизить цену вполовину от нормативной», – говорит заместитель директора по приватизации ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Динара Усеинова. Также, по ее словам, интересна новация, вводящая открытые торги по голландской системе. Это должно ускорить продажи и исключить инсинуации с точки зрения прозрачности приватизации. Торги с подачей конвертов всегда вызывают беспокойство у участников. В целом, по словам г-жи Усеиновой, федеральные нововведения должны серьезно снизить материальные и организационные затраты Фонда при подготовке и проведении продаж.
Правда, федеральный закон, скорее всего, вступит в силу с будущего года. Петербург проверит эффективность данного нормативного акта при реализации программы приватизации-2006. Ее КУГИ уже разработал и собирается вынести на утверждение правительства на днях. Уже известно, что в нее попало более 100 городских ГУПов. Больших проблем при утверждении программы в городском парламенте чиновники не ожидают. В соответствии с принятым в начале года законом о приватизации, с депутатами будут согласовывать лишь распродажу объектов площадью свыше 7 тыс. кв. м, а также «инфраструктурных ГУПов». Все остальные объекты, включая «неликвид», можно приватизировать на основании распоряжений КУГИ и решений городского правительства.