В инвестиционном портфеле Петербурга скопились инфраструктурные проекты общей стоимостью 150 млрд рублей. Срок их окупаемости превышает 10 лет: городской казне в одиночку не осилить. Принятие Госдумой Закона о концессиях способно дать импульс к их реализации на основе схемы ГЧП. Правда, в Смольном вышедшим документом не слишком довольны, и предполагают корректировать данную сферу местными нормативными актами.
Прорыв
За рубежом концессии выступают основным механизмом государственно-частного партнерства. В России всплеск интереса к ГЧП произошел лишь в конце прошлого года – глава Правительства РФ Михаил Фрадков посвятил данной теме целое заседание. После этого Госдума совместно с Минэкономразвития занялась доработкой проекта о концессионных соглашениях, принятого в первом чтении девять лет назад, в 1995 году. Этим летом Закон был утвержден сразу во втором и третьем чтениях. Правда, содержание его радикально поменялось. Первый вариант прописывал механизмы концессий, связанных исключительно с добычей нефти и иных полезных ископаемых. Обновленный законопроект призван регламентировать отношения государства и частного бизнеса при совместной реализации инфраструктурных проектов – в сфере ЖКХ, дорожном строительстве и энергетике.
Закон предполагает привлечение инвестиций в объекты госсобственности, передаваемые инвестору с целью их развития и нового строительства. Максимальный срок концессии Законом не определен. Государство обязуется предоставить инвестору право владения и эксплуатации этими объектами, дабы тот возвратил вложенные в него собственные капиталы и получил прибыль. По истечении концессионного срока вновь созданный объект должен быть передан государству. Согласно Закону передача в залог объекта соглашения, а также прав по договору концессии не допускается.
Закон тщательным образом регламентирует порядок заключения соглашения, а также описывает организацию и проведение конкурсных процедур. Довольно жестко в документе установлены требования к инвестору. Так, концессионер не вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае неисполнения государством своих обязательств – это можно будет сделать только через суд. Кроме того, отсутствует механизм возмещения убытков, причиненных инвестору в результате «незаконных действий (бездействия)» государственных органов власти.
На опережение
В Петербурге редакция федерального документа энтузиазма не вызвала. Еще в прошлом году Смольный пытался сыграть на опережение, разработав собственный закон о концессиях. По поручению Валентины Матвиенко этим занималась рабочая группа из чиновников и депутатов под руководством вице-губернатора Молчанова. Правда, позже выяснилось, что данная тема – прерогатива федерального законодательства. Документ пришлось придержать.
Местный закон в основных своих положениях схож с российским, но более пространен в описании концессионных схем. Документ предусматривает 13 моделей концессионных соглашений. Максимальный срок передачи объектов в пользование или управление – 55 лет. Понимая, что желающих инвестировать еще предстоит поискать, в документе заложили целевой профит: если затраты на реализацию проекта составляют более $50 млн, то конкурс на заключение концессионного соглашения может не проводиться.
В итоге проект придется изрядно переделывать. В частности, исключать целевые преференции – федеральный закон вводит обязательную процедуру конкурсов. На конец августа назначено заседание рабочей группы, которая определится с дальнейшей стратегией изменений и дополнений в документ. Уже в сентябре проект планируется вынести на утверждение городского парламента. Какие дальнейшие нормативные акты потребуется принять, чиновники и законодатели сказать пока затрудняются. Полагают, что целый пакет. В частности, в сфере налоговой политики необходимо установить льготы для концессионеров. Что касается сроков появления первых концессий в Петербурге, прогнозы давать никто не решается. Скептики полагают, что не ранее 2007 года. Правда, в этом случае плодов долгожданного закона рискуют не дождаться некоторые из стратегических проектов – их реализация начнется уже в текущем году.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Белоусов, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
– Наши предложения в свое время были направлены в Минэкономразвития, чтобы их учли при разработке федерального закона о концессионных соглашениях. К сожалению, ни одно из наших пожеланий в вышедшей редакции отражения не нашло. В результате федеральный проект вышел односторонним – в нем есть одна модель концессионного контракта, применимая лишь при строительстве новых дорог. В проекте местного закона предполагаем прописать большинство из существующих в мире моделей концессий.
Николай Асаул, первый заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам:
– Большинство стратегических проектов мы предполагаем реализовать на основе ГЧП, то есть при помощи концессионных схем. Форма договоров еще не отработана. После вступления в силу местного закона о концессиях выберем модель и будем вырабатывать конкретные механизмы ее воплощения. Проблема ведь не только в законодательных пробелах, но и в отсутствии практического опыта: в нашей стране концессии не выдавались более 80 лет.