По словам председателя КГИОП Веры Дементьевой, на этом этапе работа города на острове завершена. Документ будет передан в Министерство финансов и Министерство юстиции. Затем должно выйти постановление Правительства РФ, разрешающее строительство на территории памятника федерального значения острова «Новая Голландия».
Деревья на крышах
Историко-культурная экспертиза, которую по заказу КГИОП проводило НИИ «Спецпроектреставрация», началась в конце прошлого года, после того как чиновники Минобороны передали губернатору символические ключи от острова. До этого часть корпусов исторического архитектурного ансамбля использовалась военными под склады.
Во многом благодаря военным до сих пор не рухнуло все то, что должно было рухнуть. Впрочем, и им, видимо, не хватало времени и сил на должное содержание этого заповедного места. «Визитной карточкой» Новой Голландии давно стали деревья, произрастающие на крышах зданий. Локальные возгорания в последние годы превратились в заурядное явление, а незадолго до исторической передачи ключей на острове произошел масштабный пожар.
Помимо Минобороны в последние десять лет на территории действовало ОАО «Новая Голландия» – коммерческое предприятие, созданное городом для управления «островными» объектами недвижимости. Компания сдавала в аренду помещения ряда корпусов, расположенных вдоль Адмиралтейского канала. Эти здания не являются объектами охраны КГИОП, так как представляют собой «стихийную, неорганизованную застройку советских годов». Участок послереволюционной застройки комитет выделил на чертеже острова красным цветом. Данное место обозначено как зона компенсационной застройки. Иначе говоря, на территории образована лакуна. Здесь будущий инвестор вправе сносить и строить все, что посчитает нужным.
Надо отметить, что далеко не все в лакуне возведено после 1917-го. Там же, например, находится лаборатория Д.И. Менделеева. Однако если значимость вклада великого русского химика в мировую науку никаких сомнений не вызывает, то архитектурные достоинства места его работы оценены как разрешенные к сносу. Впрочем, сносить, реставрировать или реконструировать – будет решать инвестор.
Доносится стук дровосека
На всей остальной территории острова творческое самовыражение архитекторов и строителей купировано длинным списком ограничений. В большинстве случаев должен быть сохранен не только внешний облик фасадов, но и материалы, использованные при их строительстве. Внутри зданий можно более-менее «размахнуться» – разрешена частичная перепланировка. Сохранены должны быть только наиболее ценные предметы интерьеров (например, камины).
Зеленые насаждения «Сводным планом экспертных рекомендаций» в большинстве предназначены под топор. «Деревья Новой Голландии, конечно, создают определенный настрой загадочного острова, – сказала Вера Дементьева. – Но надо признать, что они же закрывают вид на фасады исторических зданий». Предполагается оставить только наиболее редкие образцы петербургской флоры.
Одной из задач ОАО «Новая Голландия» был поиск инвесторов развития данной территории. Десять лет работы компании положительного результата не дали. У треугольного участка земли был непригодный для инвестиций статус памятника. Коммерческая застройка (бизнес-центры, гостиницы) здесь исключалась. Возможность сооружения театров, библиотек не вызвала энтузиазма со стороны бизнеса. В итоге Смольный разочаровался в деятельности компании и ликвидировал ее. Новая жизнь депрессивной территории, возможно, начнется после ожидаемого постановления Правительства РФ, когда на острове будет разрешена общественно-деловая и жилая застройка.
Медленно в гору
О начале конкурса объявит Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Вера Дементьева полагает, что это произойдет не позднее осени. По ее словам, интерес к преобразуемой территории уже проявили две иностранных компании. Имена председатель КГИОП не называет.
Пока не названа и «цена вопроса». Месторасположение острова, теоретически, должно обеспечить будущим строениям высокий класс «А». Однако плохая транспортная доступность резко понижает шансы на появление пятизвездочных отелей и фешенебельных бизнес-центров. Проблема может быть отчасти решена пробивкой магистрали Западного скоростного диаметра, который значительно разгрузит узкие улочки Адмиралтейского района. Но проект, известный как ЗСД, пока существует лишь на эскизах будущего Генплана.
В связи с этим придется признать, что судьба Новой Голландии, по меньшей мере, туманна. Совершенно ясно одно: остров из «зоны особого градостроительного регулирования федерального значения» превращается, пусть и с массой ограничений, в зону застройки.