Практика показывает, что послестроительная уборка силами «своих» рабочих редко дает желаемый результат. Отсутствие специальной техники, навыков, знаний не позволяет достичь идеальной чистоты, более того, зачастую становится причиной брака. Модные нынче стекло и металл утрачивают первозданный блеск, ковролин меняет цвет, поры ценной древесины навсегда впитывают смесь моющих растворов и штукатурной пыли.
Строители жилых домов, за редкими исключениями, пока предпочитают перекладывать наведение порядка на будущих новоселов. Арендаторы коммерческой недвижимости – клиенты более требовательные. Им приходится угождать. Отсюда и спрос на профессиональную послестроительную уборку.
Как после пожара
Сегодня в Петербурге работают не менее 100 клининговых компаний. Однако подавляющее большинство из них (до 80%) – это сравнительно небольшие предприятия, часто семейные. Мелкие игроки рынка послестроительной уборкой не занимаются. Дело в том, что она в разы сложнее обычной повседневной. Требует большего количества техники (часто более производительной) и более квалифицированного персонала.
Например, после малярных работ, которые трудоемки сами по себе, не меньше усилий необходимо приложить к устранению пятен, подтеков и т. п. При этом разные загрязнения требуют разных подходов к их ликвидации, в том числе разной «химии». Знание свойств покрытий и возможность подбора для них эффективных и безопасных химических препаратов – одно из преимуществ квалифицированных клинингеров. Строители, решившие прибраться на объекте своими силами, конечно, могут закупить необходимые материалы, но при отсутствии специальных навыков эффект непредсказуем. К тому же небольшая партия профессиональной химии обойдется баснословно дорого. Она не поступает в открытую продажу. Производители поставляют ее только оптом и только клининговым компаниям. Следовательно, у них же придется и перекупать, а клинингеры свой кусок рынка дешево не отдадут. То же самое можно сказать об оборудовании. Если приобретать его для того, чтобы два-три раза в год использовать на собственном объекте, то оно окупится лет через сто.
В списке услуг каждой крупной и некоторых средних клининговых компаний имеется графа: «Уборка после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию». Казалось бы, убирать нужно не после, а до сдачи, чтобы собственник или арендатор въехал в чистые помещения. Однако клинингеры чаще предпочитают именно «после» – сначала приемка, затем уборка и только тогда переезд. Потому что на еще не принятом объекте внезапно может возникнуть необходимость доделок или переделок, и работа уборщиков пойдет насмарку. Например, недавно заказчики не приняли у строителей здание одного из новых петербургских банков. Не понравился потолок. Его снова затерли и покрасили. После чего побелел укрытый ковролином пол. Пришлось снова звонить уборщикам.
Клининг в сети
Чаще всего клининговые компании получают подряд через тендеры. Их проводят собственники крупных торговых комплексов и бизнес-центров классов «А» и «В», сетевые ритейлеры, банки. Конкурсы на право оказания услуг по послестроительной уборке регулярно проводят «Меtrо Сash&Сarry», «Лента», «Перекресток», «Патэрсон». Кроме заказчиков-гигантов, услугами клинингеров пользуются собственники гораздо более скромных площадей – магазинов бытовой техники и электроники «М-Видео», игровых клубов «Вулкан». (Кстати, как раз сейчас в Петербурге проводится тендер на право обслуживания 60 объектов сети «Вулкан».)
Вообще, сетевики являются самыми выгодными заказчиками для клининговых компаний. Задача первых – создать разветвленную сеть своих объектов. Вторых – увеличить обслуживаемые площади. Например, петербургский филиал компании «ОМС-Офис» сегодня работает с семью отделениями Сити Банка. Однако к концу года банкиры планируют открыть еще 13 отделений. «Растут они, растем и мы», – сказала по этому поводу заместитель директора филиала Ирина Воеводина. Налицо своеобразный симбиоз: чем лучше одному, тем удачнее складываются дела у другого. Так, намеренно «попавшись в сеть», клинингеры наращивают собственное производство.
Киты тотальной чистки
В одних случаях предметом конкурса становится договор на разовую услугу (вывоз мусора и мытье поверхностей после строительных работ), в других – выбирается компания, которая и после сдачи объекта продолжит работать на нем. Так, например, еще до сдачи госкомиссии торгово-развлекательного комплекса «Французский бульвар» было известно, что обслуживать здание будет компания «МТЛ. Эксплуатация недвижимости».
Нередко случается, что клинингер, пришедший на объект только для послестроительной уборки, остается на нем надолго – первый заказ становится отправной точкой многолетнего сотрудничества.
Стандартную стоимость послестроительной уборки в привычном выражении $/кв. м назвать невозможно. Каждый объект индивидуален. Нижняя планка, как можно судить по прайс-листам ряда компаний, составляет $0,35–0,5/кв. м. Верхняя – $3–5/кв. м за уборку интерьеров и от $5/кв. м до $10/кв. м за фасадные работы с привлечением промышленных альпинистов.
Из фирм, оказывающих услуги по послестроительной уборке, сегодня наиболее заметны филиалы московских компаний «Абсолют Клининг Сервис» и «ОМС-Офис», петербургские «Top service clеaning» (дочерняя структура Промстройбанка), «Эль-Сервис», «Клинэк», «ГТК Клининг», «КмК». У последней, по-видимому, самый богатый опыт взаимодействия со строителями, так как она уже не один год состоит в бизнес-сообществе «Союзпетрострой». Остальные клинингеры пока не вступают в подобные «профсоюзы», поскольку не видят достаточно высокого спроса на услугу. Однако в Петербурге растут объемы строительства коммерческой недвижимости. Как следствие, должна развиваться и услуга.