Проект по своим масштабам является наиболее амбициозным из всех стратегических планов Смольного. На намывных территориях общей площадью 450 га планируется возвести морской вокзал с пропускной способностью 2,5 млн пассажиров в год и построить современный район с объектами жилой и коммерческой недвижимости общей площадью 2,3 млн кв. м. Проект будет реализовываться в три очереди, полностью его планируется завершить в 2015 году.
Морские ворота
По неоднократным заявлениям чиновников, строительство предполагается осуществить на основе государственно-частного партнерства. Правда, нормативного очертания данная схема пока что не имеет. Госдума приняла только во втором чтении закон «О концессионных соглашениях».
В Петербурге решили не ждать. Подготовительный этап занял рекордно короткое время – около года. В июле прошлого года администрация издает два постановления о разработке концепции строительства терминала и развитии западной части Васильевского острова. Кроме того, Смольному удалось добиться федеральной поддержки. Строительство морского порта признано одним из приоритетов транспортной стратегии России до 2020 года. ТЭО проекта в апреле этого года получило положительное заключение Главгосэкспертизы, после чего глава Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о начале строительства терминала. Уже в этом году из федеральной казны будет выделено около 600 млн рублей на дноуглубительные работы. Всего бюджет даст на терминал около $200 млн. Остальное – за счет инвесторов. Общий объем вложений в сооружение нового порта оценивается примерно в $1,3 млрд.
Заказчиком строительства выступает ФРГУП «Росморпорт» (структура Минтранса). В Петербурге для реализации проекта созданы ООО «Управляющая компания «Морской фасад» и ООО «Проектно-строительное агентство «Перспектива». Именно им предстоит изыскать частные капиталы под реализацию масштабных замыслов. По словам президента УК «Морской фасад» Шавката Кары-Ниязова, переговоры с возможными инвесторами активно ведутся. Однако, с кем именно удалось достичь предварительной договоренности, пока не сообщается.
Город на песке
Строительство терминала – наиболее «продвинутая» часть проекта преобразования острова. Уже прошли конкурсы по определению подрядчиков на намыв территории и углубление фарватера. Первые работы планируется начать в ближайшее время.
С созданием города-сада сложнее. Под него отведена большая часть намывных территорий – около 300 га. Согласно принятой концепции всю будущую землю поделят на две планировочные зоны – северную и южную. В южном районе будет создан общественно-деловой центр с многоэтажной жилой, социальной и коммерческой застройкой. Северный – предназначен под малоэтажные дома повышенной комфортности и яхт-клуб.
Приступить к застройке намывных площадей планируется после ввода в строй первых трех причалов порта. Общая сумма вложений в новый район до сих пор неизвестна. По разным оценкам она колеблется в пределах $1–2 млрд. Начало подготовительных работ по строительству южной зоны отнесено на 2008 год. Других подробностей нет, ибо земля – пока что в перспективе. Водные пространства являются федеральной собственностью, и после намыва территорий их нужно будет сначала переводить в собственность городскую. Кроме того, непонятно, на каких условиях город передаст инвестору эти гектары. Например, глава Комитета по инвестициям Максим Соколов уверен, что намытая за счет инвестора земля должна оформляться ему в собственность. Вопрос – по какой цене. И успеют ли это сделать до 1 октября, когда федеральное законодательство запретит целевую передачу земли под жилищную застройку.
Один из потенциальных землевладельцев, судя по всему, определился. Недавно Смольный утвердил первый список стратегических инвесторов. Среди немногочисленных обладателей высокого статуса – ООО «Проектно-строительное агентство «Перспектива». Именно эта компания значится разработчиком концепции развития западной части Васильевского острова.
Островная критика
Чиновники заявляют, что проекты прошли через общественные слушания. Судя по всему, жители острова не в курсе этого и регулярно организуют акции протеста. Только в июне у кромки Финского залива состоялось два митинга против создания новых территорий. Граждане добиваются проведения независимой экологической экспертизы. И готовят обращение к Президенту РФ с просьбой приостановить начало работ. Кроме того, островитяне настаивают на проведении депутатских слушаний и общегородского референдума.
Против масштабных преобразований на Васильевском выступают и законодатели. Например, глава комиссии ЗС по горхозяйству Михаил Амосов согласен с тем, что городу необходим новый пассажирский терминал на этом месте. Но полагает, что с принятием решения об освоении прилегающих акваторий и превращении их в жилые и деловые зоны Смольный поторопился. «Мне кажется, этот вопрос подлежит более серьезной проработке, в том числе на уровне правительства и парламента», – говорит депутат.
Тем не менее поезд ушел. Островные преобразования уже включены в новый Генплан, который депутаты должны утвердить в сентябре. Вычеркнуть проекты из стратегического документа представляется нереальным.
Одновременно власть повторяет прежние ошибки, вновь провалив рекламную кампанию по освещению своих планов. Валентина Матвиенко уже высказалась по поводу неважного информационного сопровождения проектов и дала поручение усилить работу с жителями. Но, как и в случае с «Балтийской жемчужиной», Смольный настроен решительно. По словам губернатора, в России нет ни одного современного морского пассажирского комплекса. Первый такой будет в Петербурге.