Рынок уборочных услуг в Петербурге начал формироваться чуть больше десяти лет назад, именно тогда на невских берегах открылись первые представительства крупных иностранных компаний. Европейцы отделывали свои офисы современными дорогими материалами - вся эта роскошь требовала заботливого ухода. Поэтому вместе с «евроотделкой» они привезли с собой и новый для России вид бизнеса – «евроуборку», клининг.
Пришел по-английски
Английское cleaning означает - чистка, уборка. Однако вряд ли когда-нибудь клининговые компании станут у нас называться «уборочными». В новое заимствованное слово вкладывается гораздо более широкий смысл. Клининговые услуги – это не только и не столько стирание пыли, подметание и мытье поверхностей. Здесь и шлифовка, полировка мрамора, гранита, и мойка фасадов с привлечением альпинистов, и благоустройство прилегающей территории, сбор и вывоз мусора и снега (см. табл. 1). Одна из главных задач специалистов по клинингу – сохранение эксплуатационных качеств поверхностей и продление срока их службы.
В начале 1990-х, когда сфера услуг находилась в глубоком кризисе, клининг медленно, но верно развивался. Первопроходцами явились такие компании, как «Ост» и «КмК». Сейчас это крупнейшие и опытнейшие игроки на петербургском рынке. «Ост» изначально позиционировался как фирма, предоставляющая услуги по уборке офисов. Этого направления она придерживается и по сей день. Развитие компании в основном происходило за счет расширения клиентуры и, соответственно, обслуживаемых площадей. Другой путь выбрала фирма «КмК»: постоянно пополняя арсенал предоставляемых услуг, она превратилась в предприятие, оказывающее все возможные виды сервиса, так или иначе подпадающие под понятие «клининг». В этом конкурировать с «КмК» способны немногие. Подобный, интенсивный, путь развития (расширение спектра предлагаемых услуг) в свое время выбрал и «Промтехсервис». Такие компании можно назвать «универсалами». Они даже осуществляют работы по пропитке фасадов зданий с целью защиты от агрессивных природных воздействий, особенно свойственных Северо-Западному региону.
Рынок для сильных
В Петербурге на рынке клининга функционируют около 100 предприятий. Однако подавляющее большинство из них (до 80%) – это сравнительно небольшие фирмы (часто семейные) с численностью сотрудников от 5 до 50 человек.
Из крупных компаний не более десятка относятся к «универсалам» или приближаются к ним. Помимо «КмК» и «Промтехсервиса», к таковым можно отнести «ГТК клининг», Topservice cleaning, «Эль-Сервис», «Балтийскую клининговую компанию», «ОМС-Офис», петербургское представительство столичной фирмы «Абсолют клининг». Сильную клининговую службу имеет компания «МТЛ. Эксплуатация недвижимости». Внутри этой службы имеется отдел специальных работ, в котором трудятся промышленные альпинисты, профессионалы благоустройства и озеленения территорий.
По словам коммерческого директора «КмК» Романа Яковлева, крупной клининговой компанией можно назвать ту, в обслуживании у которой одновременно находятся объекты, чья суммарная площадь «по полу» составляет не менее 150-200 тыс. кв. м. Подобные показатели достижимы только при получении заказов на обслуживание крупных объектов недвижимости: многоэтажных офисных зданий, торговых центров, промышленных предприятий. Мелкие игроки не в состоянии «освоить» такие пространства. Равно как и предложить широкий спектр услуг - из-за невозможности приобретения профессиональной уборочной техники и материалов. Например, не самая «навороченная» машина для внутренней уборки стоит $3-5 тыс., а в арсенале серьезной фирмы их должно быть как минимум 5-8 наименований. «Без вложений в дорогое оборудование, что потребует не менее $300 тыс., на рынок клининга выходить не имеет смысла», - считает коммерческий директор компании «Промтехсервис» Андрей Китаев.
Поэтому основная часть рынка принадлежит «акулам» клининга, успевшим за сравнительно короткий срок (этому виду бизнеса от силы 13 лет) не только твердо встать на ноги (что само по себе говорит о качестве менеджмента), но и вложить значительные средства в развитие бизнеса, подготовить квалифицированный персонал, приобрести все необходимое для оказания услуг на современном, конкурентоспособном уровне.
По мнению руководителя службы клининга компании «МТЛ. Эксплуатация недвижимости» Ольги Панковой, петербургский рынок только сейчас подошел к тому, что стали появляться клиенты, готовые платить за качественную, дорогую услугу. В частности, компания MT group, построившая знаменитый «Гулливер», не так давно привлекла «МТЛ. Эксплуатация недвижимости» для управления этим объектом. Теперь клининговая служба «МТЛ» осуществляет «евроуборку» торгового центра площадью около 50 тыс. кв. м, применяя самое современное оборудование, материалы и технологии. Однако в большинстве случаев клининговым компаниям пока приходится работать не в полную силу, следуя не европейским стандартам качества, а уровню потребностей петербургских собственников.
Конечно, исключения были и 10 лет назад. Например, первой площадкой «КмК» явился «Гранд-Отель Европа», где уровень сервиса никак не мог быть ниже европейского по определению.
Рабочие лошадки клининга
Еще недавно было трудно себе представить, что для выполнения должностных обязанностей уборщика необходимо пройти обучение. Привыкшая работать по старинке бабушка с ведром без злого умысла испортит дорогой паркет или обивку мягкой мебели, оставит на кафеле или камне неизгладимые следы абразивов и ядреных порошков. Клининговые компании, для которых мойка и чистка – это большой и серьезный бизнес, имеют в своем штате специально обученных сотрудников, знакомых со свойствами отделочных материалов, умеющих использовать профессиональные моющие средства.
В этом бизнесе не меньше, а где-то и больше, чем людям, приходится трудиться технике. Применение машин увеличивает скорость уборки и экономит средства компании. Один поломоечный агрегат, или скраббер-драйер, заменяет четырех уборщиц со швабрами. Таким образом, в течение всего срока эксплуатации машины компания экономит на зарплате трех сотрудников (оператору скраббер-драйера все-таки приходится платить). Благодаря своей конструкции, поломоечный агрегат, перемещаясь по поверхности (за счет физических усилий оператора или электропривода), моет и осушает пол за один проход.
Примерно также происходит подметание. Для этого используются свиперы - машины, автоматически заметающие мелкий мусор в вакуумный контейнер. Они тоже двигаются благодаря усилиям оператора или за счет электропривода.
Конечно, не обходится и без пылесосов. Они применяются как для плановой ежедневной уборки, так и для срочного устранения загрязнений. Помимо классических аппаратов, сходных по конструкции с бытовыми, используются пылеводососы и экстракторы. Первые забирают как сухую грязь, так и жидкость. Их часто используют в паркингах. Экстракторы предназначены для чистки ковровых покрытий. Внутрь ворса через распыляющую форсунку аппарат под давлением подает моющий раствор, а затем всасывает (экстрагирует) его вместе с грязью.
Для чистки и полировки твердых покрытий клининг-операторы используют дисковые (роторные) машины. Вращающиеся «пэды» (диски для размывки или полировки, от англ. pad - подушка) способны оттереть грязный пол, который подчас не под силу отмыть скраббер-драйеру.
Все вышеназванные «рабочие лошадки» - свиперы, экстракторы и т. д. – это классы уборочного оборудования. В рамках каждого класса есть еще десятки разновидностей аппаратов, отличающихся по производительности, области применения и другим качествам.
Что касается инвентаря и расходных материалов для профессиональной уборки, то, пожалуй, только одно их перечисление заняло бы объем целого журнала.
Не дороже двух баксов
Как правило, придя на новый объект, компания составляет сервисный план обслуживания, который согласовывает с заказчиком. В плане учитывается количество персонала, необходимая техника, инвентарь и расходные материалы. Из всего этого складывается стоимость услуги. Четких расценок (столько-то за такой-то вид работ на 1 кв. м) не существует. Уборка 1 кв. м (по полу) в месяц на одном объекте может стоить $0,75, на другом - $2,5, все индивидуально (см. табл. 2). Цены на многие виды работ выходят за обозначенные пределы, но как правило это касается разовых услуг. К таковым относится, например, мытье фасадов.
Сегодня основные клиенты клининговых компаний – собственники коммерческой недвижимости. Однако дело вряд ли ограничится бизнес-центрами и торговыми комплексами. В славном городе Петербурге более чем достаточно зданий, нуждающихся в хорошей чистке. Фасады большинства жилых домов исторического центра не меньше века ждут, когда их коснется заботливая щетка клининг-операторов. Кроме того, «клиентами» профессиональных уборщиков могут быть не только здания. Например, альпинисты «Промтехсервиса» уже штурмовали памятники Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора, они же отчистили ко Дню города фигуру Пушкина на площади Искусств.
Таблица 1. Основные виды работ
| - Сухая чистка ковровых покрытий пылесосом с удалением пятен. | - Мытье окон, вывесок и фасадов зданий. |
| - Влажная уборка полов. | - Чистка карнизов и крыш от снега и наледи. |
| - Полировка полов. | - Обрезка и валка деревьев. |
| - Обработка поверхностей полов и стен защитными материалами. | - Уборка тротуарного покрытия. |
| - Обработка фасадов защитными материалами. | - Уборка с территории локального мусора. |
| - Удаление пыли и других загрязнений со стеклянных и металлических поверхностей интерьера. | - Удаление снега и льда с пешеходных путей. |
| - Сбор опадающей листвы. | |
| - Удаление пыли и локальных загрязнений со стен, плинтусов, дверей, подоконников. | - Очистка лотков ливневой канализации. |
| - Полировка латунных и металлических поверхностей. | - Посыпка антигололедными реагентами. |
| - Уборка и дезинфекция ванных комнат и туалетов. | - Вывоз мусора. |
| - Уход за любыми видами растений (в том числе искусственными). | - Посадка кустарников и деревьев. Полив. |
| - Комплексная уборка помещений. | - Уход за газонами. |
Таблица 2. Ориентировочные расценки на некоторые виды работ
| Наименование | $/кв. м/мес. |
|---|---|
| Уборка офисных помещений | 0,80-1,60 |
| Уборка торговых площадей | 1,20-2,50 |
| Уборка производственных площадей | 0,60-2,50 |
| Уборка подземных гаражей | 0,60-2,50 |
| Уборка территории в летний период | 0,40-1,50 |
| Уборка прилегающей территории в зимний период | 0,48-1,20 |
Можно назвать две основных причины невысокого пока спроса на современный клининг. Первая заключается в естественной инертности сознания потребителя. Предложение любой альтернативной услуги на рынке находит спрос со стороны клиента не сразу. Бабушка с ведром и тряпкой собственнику здания ближе к сердцу. К тому же он полагает, что она дешевле обходится.
Современный грамотный уборщик работает с поверхностями, как медик с пациентом, по принципу Гиппократа: не навреди. Его задача - как можно дольше сохранять их эксплуатационные качества. Современное оборудование и технологии клининга позволяют продлить жизнь отделочных материалов в два и более раз в сравнении с заявленным производителем сроком эксплуатации. В итоге затраты на услуги клининговой компании окупаются за счет увеличения амортизационных сроков эксплуатации недвижимости. Следовательно, удается значительно отсрочить проведение ремонта, который по затратам, как известно, сравнивают с устранением последствий пожара.
Вторая причина «недоразвитости» спроса на клининг, собственно, в том и состоит, что в Петербурге на сегодня построено не так уж много дорогих объектов недвижимости. Услугами клининговых компаний пользуются собственники бизнес-центров классов «А» и «В», некоторые промышленные предприятия (например, Coca-Cola, «Балтика»), ряд крупных торговых комплексов. Однако, учитывая, что с каждым годом таких объектов становится больше, можно говорить о положительных перспективах для развития клининга и спроса на него.
Все больше появляется и компаний - собственников объектов недвижимости, принципиально ведущих «белую» бухгалтерию. Они находят определенную выгоду в привлечении «уборщиков-подрядчиков», так как оплата услуг клининговой компании, во-первых, уменьшает налогооблагаемую прибыль, во-вторых, уменьшает отчисления, налоги с фонда заработной платы собственного штата уборщиц.
Наиболее прогрессивные собственники нанимают клининговые компании для того, чтобы надолго избавиться от головной боли под названием «уборка». Текучесть кадров в данной сфере такова, что необходимо постоянно заниматься подбором, обучением, обмундированием, оформлением и… увольнением. Подрядчики берут это на себя. Имея большой штат сотрудников на разных объектах, компания может оперативно заменять людей в случае их болезни, отпуска, увольнения без ущерба для дела. В общем, уборку - не самую интересную часть бизнеса - проще доверить другому.