– Олег Борисович, как вы оцениваете результаты проведенного Фондом имущества аукциона?
– Торги были похожи на спектакль, который городская администрация разыграла по просьбе компании «Лукойл». Больше всего удручает то, что действие разворачивалось при молчаливом содействии Федеральной антимонопольной службы. У «Лукойла» фактически не было соперников: представители ОАО «Татнефть» исполняли номинальную функцию, поскольку для легитимного проведения торгов было необходимо присутствие второго участника. Таким образом, лот ушел практически по стартовой цене. Если бы каждое пятно реализовывалось отдельно, городской бюджет мог дополнительно заработать около $20 млн. Наглядный тому пример – торги по участку в поселке Лисий Нос, северо-западнее пересечения Приморского и Ленинградского шоссе. В ходе аукциона цена за право аренды этого пятна поднялась в 2,2 раза.
Условия конкурса были дискриминирующими для нефтетрейдеров из других регионов. Судите сами: согласно условиям аукциона, в течение года победителю необходимо заплатить в городскую казну 2 млрд рублей налогов, из которых 100 млн должны быть получены в результате розничной реализации бензина в Петербурге. Тем самым, в аукционе не смогли принять участие такие крупные структуры, как Сибнефть, Тюменская нефтяная и другие. Я общался с представителями этих и других компаний и знаю, что у многих крупных нефтетрейдеров были серьезные намерения заняться бизнесом в Петербурге. Однако сейчас львиная доля рынка фактически отдана в руки одной компании, которая, возможно, и будет диктовать свои условия. Аукцион показал, что такой поворот событий был заранее спланирован.
– Планирует ли Нефтяной клуб оспаривать результаты торгов?
– Решения подобного рода должны принимать все участники Нефтяного клуба. В ближайшее время мы соберем заседание клуба, проанализируем результаты последних торгов по продаже права аренды пятен под строительство АЗС, после чего примем соответствующее решение о дальнейшей стратегии наших действий.
– Какова судьба запросов Нефтяного клуба в Федеральную антимонопольную службу, Министерство экономического развития и торговли, а также адресованных губернатору Валентине Матвиенко?
– Мы надеялись на здравомыслие антимонопольной службы, однако в данной ситуации она промолчала, так и не дав своей оценки. Городская администрация также не отреагировала на наш запрос. Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф был серьезно обеспокоен ситуацией, однако у его ведомства нет реальных рычагов, которые бы помогли помочь восстановить справедливость.
– Почему, на ваш взгляд, в аукционе по «стратегическому» лоту не принимали участие другие крупные городские нефтетрейдеры?
– По вполне логичным причинам. Дело в том, что все 30 участков так или иначе соседствуют с уже существующими автозаправками этих компаний. Зачастую расстояние между ними составляет менее пятидесяти метров. А «стратегический» лот, судя по всему, был специально подобран компанией «Лукойл», чтобы их станции не пересекались с уже существующими АЗС. Ни одна заправка этой компании не соседствует с участками приобретенного лота.
– Как изменится ситуация на городском рынке АЗС после приобретения компанией «Лукойл» так называемого «стратегического» лота?
– На сегодняшний день в Петербурге «Лукойл» располагает 42 станциями. С покупкой автозаправок компании «Балтрейд» их число увеличилось на 37. А после приобретения «стратегического» лота количество АЗС этого нефтетрейдера перевалит за сотню. В этой ситуации доля компании может составить 25,72% всех автозаправок в Петербурге, если, конечно, «Лукойл» сумеет освоить все участки.
– Чем, по вашему мнению, обусловлена низкая активность нефтетрейдеров по отношению к другим участкам, выставляемым Фондом имущества под строительство АЗС?
– Все рентабельные участки вошли в приобретенную «Лукойлом» тридцатку. Остальные пятна не представляют особого интереса, за исключением некоторых объектов. Думаю, что многие участки, выставленные на аукционы 4 и 9 марта, останутся нереализованными при повторных торгах, поскольку находятся в малорентабельных местах. Да и цена за них непомерно высока.
Ашихмин Олег Борисович родился в 1964 году в Ереване. В 1985 году окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени Кирова по специальности «инженер по эксплуатации колесно-гусеничной техники». В 2002 году закончил Академию общественных связей. Кандидат экономических наук. С 1995 по 2000 год занимал пост главного инженера ООО «Балтийский торговый дом». Затем, с 2000 по 2003 год, являлся президентом этой компании. В 2000 году стал первым вице-президентом Российского топливного союза, а с 2002-го – президент Некоммерческого партнерства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга». Женат, воспитывает сына.