В 2004 году Госдума приняла поправки в закон «О недрах». Федеральный центр оставлял себе полномочия по выдаче лицензий на добычу нефти, газа, алмазов и т. д. Субъектам РФ дали право распоряжаться месторождениями общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Их перечень довольно обширен: песок, гравий, щебень, торф и еще несколько десятков наименований. В декабре городская администрация представила в ЗС свое видение системы пользования петербургскими недрами.

Исключительный раскоп

В соответствии с законопроектом «О разработке месторождений общедоступных полезных ископаемых на территории Санкт-Петербурга» участки с ОПИ теперь будут выставляться на аукционы и конкурсы. Правила и условия их проведения устанавливаются городским правительством. Порядок оформления и выдача лицензий на пользование месторождениями будут осуществляться также непосредственно администрацией. Ранее их без конкурса выдавало Региональное агентство по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ. Максимально допустимый срок аренды петербургских недр, прописанный в законе, – не более 10 лет.

По мнению авторов документа из Комитета по природопользованию и охране окружающей среды, существует ряд исключений, разрешающих разработку недр без проведения конкурсов. Таких случаев три. «Целевка» возможна, когда речь идет о месторождениях, объем которых не превышает 300 тыс. куб. м. И когда на добычу ископаемых притязает собственник участка, «в том числе при проведении работ по строительству подземных и иных сооружений». Еще одно исключение сделано для владельцев и пользователей водных объектов, претендующих «на добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах этих объектов при проведении дноуглубительных работ».

Большинство целевых пунктов вызвало недовольство законодателей. Внеконкурсное

предоставление пытались искоренить на стадии второго чтения. Не хватило всего одного голоса. Представитель губернатора в ЗС Михаил Бродский сумел убедить часть парламентариев, что объем в 300 тыс. кубометров - это мелочь. Примерно столько грунта накапливается, например, в процессе благоустройства улицы.

Всех на торги

Противники «коррупционных» положений текста законопроекта оперируют более внушительными цифрами. По подсчетам депутата Олега Нилова, 300 тыс. кубов примерно соответствует 30 тыс. КамАЗов, груженных ОПИ – песком, щебнем или другими строительными материалами. В перерасчете на сегодняшнюю стоимость того же песка, разработка подобного месторождения принесет прибыль около $2,5 млн. Явно не пустяки.

Внеконкурсными инициативами недоволен и депутат-строитель Владимир Гольман. Парламентарий заявляет, что в городе есть значительные, разработка которых даже не начиналась, месторождения песка, глины, щебня, гравия. «Администрация сегодня провозглашает конкурсы, если речь идет о нескольких десятках тысяч бюджетных рублей. Почему же городские месторождения стоимостью в сотни тысяч долларов должны отдаваться посредством «целевки»? Процедуры принятия решений по недрам не нужно наполнять такими исключениями», - уверен г-н Гольман.

Критике подверглось и положение закона, позволяющее заниматься добычей полезных ископаемых вне конкурса пользователям водных объектов. Проект разрешает «попутную добычу или извлечение общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемые при других видах пользования недрами». Например, очистка дна водоемов, рек, озер может стать законным основанием для извлечения и вывоза полезных ископаемых. По мнению законодателей, невнятная формулировка - «пользователи недр» - позволяет любой судоходной организации или владельцу водопроводной станции «попутно» вычерпывать со дна тонны песка.

Скудный ресурс

В администрации уверены, что депутаты сгущают краски и несколько преувеличивают запасы месторождений в черте города. По данным Комитета по природопользованию и охране окружающей среды, на территории Петербурга насчитывается около 30 месторождений твердых полезных ископаемых. Более 20 из них – запасы различных видов глин. Остальное – пески, торф, фосфориты. Большинство запасов – не разрабатывались или заброшены. За последние десять лет было выдано 148 лицензий на разработку недр. Лишь 5 из них – на добычу торфа и песчаного грунта, все остальные - для извлечения подземных вод.

По мнению председателя Комитета по природопользованию и охране окружающей среды Дмитрия Голубева, Петербург давно уже разведан на полезные ископаемые. Лишь два месторождения – лечебных глин и торфа - имеют запасы менее 300 тыс. кубов. Объемы всех остальных ископаемых, в том числе так заинтересовавшего депутатов песка - составляют несколько миллионов кубометров. Поэтому опасения, что администрация займется широкомасштабным целевым распределением недр, надуманны. Именно эту позицию председатель Комитета намерен отстаивать при третьем чтении законопроекта.

Найти компромисс с депутатами вряд ли удастся. Они уверены, что конкурсы позволят отсечь компании, специализирующиеся на перепродаже прав на добычу ископаемых. В результате спекуляций растет стоимость добычи и, как следствие, конечная цена на стройматериалы. По мнению Олега Нилова, если оставить данный пункт законопроекта без изменений, то решение о разработке будет зависеть от чиновников, которые могут действовать в интересах конкретной добывающей компании. В этом случае ничто не мешает разбивать крупное месторождение на несколько участков, укладывающихся в 300 тыс. кубометров, и раздавать его по частям. По мнению парламентария, упорство в проталкивании данного исключения может свидетельствовать, что оно и является главным смыслом законопроекта Смольного.

Текст: Александр Смирнов