Подобные мероприятия нужны всем специалистам рынка. Они дают им возможность всегда «быть в теме», позволяют заявить о свежих концепциях и проектах, уловить новые тенденции, наладить деловые и партнерские контакты. Кроме того, участники таких встреч получают огромное количество полезной информации, необходимой для практической деятельности.
Немного истории
Заметное место в российской деловой жизни выставки недвижимости начали занимать с середины 90-х годов прошлого века. Первое мероприятие такого рода «Инвестиции – Строительство – Недвижимость – REALTEX», собравшее инвестиционно-строительные, девелоперские компании, агентства недвижимости, представителей государственных структур и профессиональных ассоциаций, состоялось в Москве в 1996 году. Выставка вызвала большой интерес со стороны специалистов и стала одним из наиболее интересных и значимых событий в данной сфере деятельности.
В Петербурге такие мероприятия стали проводиться несколько позже – лишь с 2000 года, когда рынок коммерческой недвижимости начал активно развиваться в одной связке с девелоперским. Именно в это время торговое и офисное пространство города ежегодно увеличивалось на сотни тысяч квадратных метров. Достижения местных девелоперов вызвали интерес к Петербургу со стороны профессиональных инвесторов, в том числе и международных. Необходимость в появлении стационарных площадок для встреч и общения с коллегами и иностранными партнерами стала уже очевидной, что спровоцировало проведение большого числа конференций и семинаров. В числе самых значительных событий того времени можно назвать Ярмарку Недвижимости и Всероссийскую конференцию «Коммерческая недвижимость России: управление, инвестиции, развитие», которая в дальнейшем преобразовалась в Международный инвестиционный форум по недвижимости PROEstate.
Выставки на родной земле
Сегодня по всей России регулярно организуется огромное количество специализированных конференций и семинаров. Кроме того, в течение последних лет стало появляться все больше новых интересных проектов масштабных выставочных мероприятий. Большая их часть сосредоточена в Москве, где регулярно проходят выставка коммерческой недвижимости Commercial Realty, Московский форум лидеров рынка коммерческой недвижимости MREF-2007, выставка торговой недвижимости «Молл», Международная выставка-форум Property Worldwide («Вся недвижимость мира»), выставка «Недвижимость России», Международная специализированная выставка «Инвестиции. Строительство. Недвижимость».
В Петербурге пока существует только одно крупное мероприятие по коммерческой недвижимости. Это стартовавший в прошлом году Международный инвестиционный форум по недвижимости PROEstate, который сразу превзошел все самые смелые ожидания как организаторов, так и участников. По словам исполнительного директора Гильдии управляющих и девелоперов, директора Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate Павла Гончарова, по результатам первого мероприятия и оргкомитет, и представители городской администрации выразили уверенность, что проект будет развиваться и в ближайшие годы станет на один уровень с ведущими европейскими и мировыми выставками в области недвижимости.
«Хотя есть мнение, – добавил Павел Гончаров, – что с Международной выставкой инвестиций в недвижимость Barcelona Meeting Point, The Pif – мероприятием, которое около десяти лет проходит в Польше, и Международной инвестиционной выставкой EMPEX в Лондоне форум PROEstate стал сопоставим уже с первого раза. Но, конечно, нам по-прежнему есть над чем работать и куда стремиться: будем расширять экспозиционные площади, увеличивать количество участников, улучшать качество предоставляемых услуг». Аналогичного мнения придерживается и управляющий партнер «АйБи ГРУПП» Сергей Игонин. «Разумеется, мы должны сделать так, чтобы наш форум был достоин внимания международного бизнеса, – считает он. – Но это отнюдь не значит, что уровень российских крупных мероприятий ниже тех, что проводятся на Западе. Более того, если сравнивать PROEstate 2007, который проходил впервые, с раскрученным брендом Expo Real 2006 года, состоявшимся в Макао, то вывод будет не в пользу последнего. Наш форум был на порядок более значимым, успешным, профессиональным, в том числе и по количеству участников, экспонентов, насыщенности и актуальности деловой программы».
Крупные выставки и форумы проводятся также в Петрозаводске, Алматы, Нефтеюганске, Новосибирске, Анапе, Сочи и других российских городах. Интерес к подобным мероприятиям очень высок, и это вполне объяснимо. «Любая выставка или конференция – это профессиональная «тусовка», специалистам той или иной области предоставлена возможность обменяться мнениями, впечатлениями, информацией, ознакомиться с самыми новыми проектами, обозначить актуальные тенденции на рынке недвижимости», – считает Сергей Игонин.
Несмотря на то что специализированных мероприятий в России сейчас достаточно много, они не дублируют друг друга, четко занимая свою индивидуальную нишу. «Российские выставки сложно сравнивать, поскольку они все разные, – считает Павел Гончаров. – Приведу такой пример. Существует конкурс Commercial Real Estate AWARDS. Это успешный, эффективный проект, имеющий большое количество хороших, статусных участников. Но он проходит совершенно в ином формате, нежели форум PROEstate. То есть мы работаем параллельно. То же самое можно сказать и о других выставках, которые в основном проходят в Москве. Одни направлены исключительно на отношения с конечным потребителем. Другие – в большей степени ориентированы на столицу. Третьи представляют проекты, демонстрирующие отдельные сегменты рынка».
Организаторов выставочных мероприятий условно можно разделить на две категории. Первая – профессиональные компании, к которым относятся Гильдия управляющих и девелоперов и Российская Гильдия риэлторов. Среди коммерческих стоит отметить Infor Media, MALL Events, выставочную фирму «Привет-Expo». Конференции проводятся также различными изданиями: ИД Building, «Молл», CRE совместно с IM Event, «Ведомости».
А за границей все равно лучше
Представители российских организаций признают эффективность отечественных выставок. Несмотря на это по-прежнему не угасает интерес к зарубежным мероприятиям. По мнению ведущих игроков рынка коммерческой недвижимости, международные конференции отличаются совершенно другим качественным уровнем. «Когда мы приезжаем в Мюнхен на выставку Expo Real или в Канны на MIPIM, то видим, что у участников гораздо больше возможности, находясь в комфортной обстановке, проводить встречи с партнерами, – утверждает Павел Гончаров. – Как организаторы форума PROEstate мы уделяем особое внимание вопросам подготовки международных выставок – какие технические новинки были использованы в стендбилдинге, как устроены зоны отдыха для участников, как построена работа с прессой. Мы учимся, постоянно работаем над улучшением качества обслуживания участников PROEstate».
Кроме того, в международных салонах принимает участие огромное количество экспонентов. «Отечественные и зарубежные выставки в последнее время отличаются, пожалуй, числом иностранных представителей, – говорит Сергей Игонин, – международные компании пока не очень активно приезжают на мероприятия, проводимые в России. Сегодня на наших выставках присутствуют те зарубежные фирмы, которые либо уже работают на российском рынке, либо планируют в ближайшее время выйти на него».
Международные мероприятия притягательны для местных девелоперов еще и потому, что посещение MAPIC и MIPIM в Каннах, Barcelona Meeting Point и мюнхенского Expo Real считается показателем высокого уровня компании. Кроме того, на таких выставках появляется возможность «на людей посмотреть». «Цель наших поездок на MIPIM в том, чтобы узнать о направлениях международного рынка недвижимости, – говорит директор по развитию недвижимости компании Sestra River Developments Ирина Анисимова. – Мы имеем инвестиционный фонд для финансирования проекта, и поиск инвесторов – не наша задача. Для России мы, конечно, делаем классные разработки, но в этом смысле Европа уже давно нас обогнала. Как ни печально, это правда».
Многие участники рынка также считают, что на российских выставках у них по-прежнему меньше шансов встретить чиновников и представителей администраций разного уровня. «Главное в посещении подобных мероприятий – открывающиеся перспективы для развития компании. Если же вернуться к международным выставкам, то на них предоставляется возможность неформального общения с руководящими чиновниками, которые приезжают туда в составе крупных делегаций от регионов», – считает Сергей Игонин.
Еще одним бонусом в пользу зарубежных салонов является обмен опытом и общение с иностранными специалистами. «Мы ездим на MIPIM для того, чтобы познакомиться с новыми консультантами, – признается Ирина Анисимова. – Осенью мы будем проводить тендер на дизайн интерьеров общих зон и лофтов. В России лофты пока широко не представлены, нам придется устраивать конкурс среди европейских консультантов, у которых уже есть опыт подобной конвертации».
Переход на новое качество
По мнению основных участников рынка, в последнее время переговоры, проводимые на мероприятиях, становятся все менее и менее эффективными. Получается, выставки нужны, но уже не как место, где заключаются контракты и ведутся переговоры, а как источник свежих идей и информации о новых проектах. В таком качестве они дают положительный импульс всей индустрии в целом. «Нам, как людям, работающим в этом бизнесе, всегда интересно узнать что-то новое, – говорит Ирина Анисимова. – Хочется, чтобы компаний, оказывающих услуги, на выставке было меньше, а количество проектных стендов, наоборот, увеличилось, потому что от них есть практическая польза. Мы не стоим на месте и тоже хотим развиваться, поэтому всегда есть о чем поговорить и что обсудить».
В этом отношении опять в авангарде западные выставки. «Если говорить о MIPIM, то здесь можно почерпнуть информацию не только о современных направлениях девелоперского бизнеса, но и о новейших тенденциях в архитектуре, – рассказывает Сергей Игонин. – Показателен в этом отношении стенд Лондона, организаторы которого четко чувствуют конъюнктуру рынка. Если раньше здесь были представлены проекты объектов, территорий, то сейчас больше архитектурных разработок».
Виртуальная недвижимость
Посещая специализированные сайты по коммерческой недвижимости, также можно ознакомиться с ценными мнениями коллег и понять главные направления и тенденции индустрии изнутри. Конечно, назвать это альтернативой реальным мероприятиям нельзя. Какой бы толковой ни была статья или аналитический обзор, это все равно не даст столько информации, сколько живое общение. А на форуме любого виртуального издании можно пообщаться совершенно бесплатно, причем с огромным количеством людей. Проходимость электронных средств массовой информации очень велика. Так, например, сайт BN.ru в среднем посещает от 19 до 26 тысяч человек в сутки.
Если говорить о популярности виртуальных носителей, то на сегодняшний день пальма первенства у сайта Арендатор.ru. Солидными и уважаемыми изданиями считаются также Interfax.ru, irn.ru, RBC Daily, BN.ru.



