На прошлой неделе первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики Константин Королевский, выступая перед журналистами, заявил, что достигнута принципиальная договоренность с ОАО РЖД сразу по двум вопросам – организации движения пассажирских поездов по Малому кольцу Московской окружной железной дороги и о строительстве над полосами отчуждения региональных направлений РЖД дублеров основных городских магистралей. Которые, скорее всего, будут платными.

Леониа ЛипсицМы попросили прокомментировать этот проект руководителя департамента транспорта и связи столицы Леонида Липсица.

- Год назад правительство Москвы поставило перед нашим департаментом задачу – найти пути выхода из создавшейся транспортной ситуации, - сказал Леонид Моисеевич. – Ведь еще несколько лет – и город встанет окончательно. Виной тому как стремительно растущий частный автопарк, так и острая нехватка дорог.

Кстати, по данным экспертов, Москве не хватает в общей сложности 1300 километров дорог, из которых более 300 приходятся на скоростные магистрали. Строить последние просто негде: были использованы практически все возможности. Так, часть Третьего транспортного кольца была построена как раз в полосе отчуждения МК МОЖД, где нет ни домов, ни офисов, ни крупных коммуникаций.

Однако передвижение по городу – это одна проблема, а ввод и вывод транспорта – другая. Ежедневно в утренние и вечерние часы пик на «вылетных» магистралях – шоссе и проспектах – выстраиваются огромные заторы: если по городу ширина проезжей части в среднем составляет 3-4 ряда, то по области – 2.

Потому и появился такой проект – накрыть существующие железнодорожные пути «столешницами» дорожного полотна. И использовать эти «дороги над дорогой» для транзитного движения через Москву.

Дороги над дорогами

- Проезд от дома к местам работы или отдыха будет осуществляться, так сказать, по земной поверхности, - пояснил Леонид Липсиц. – А те магистрали, которые можно было бы построить над железными дорогами – использовать как «вылетные». То есть только для выезда в область. Естественно, они не должны заканчиваться на МКАД – иначе кольцо просто захлебнется. Эти дороги надо продлевать на 30-50 километров от Москвы, до будущей ЦКАД. Проект этот дорогостоящий: строительство одной такой дороги обойдется, по самым скромным подсчетам, в один миллиард рублей.

О финансировании Леонид Липсиц ничего не сказал, однако известно, что правительство Москвы намерено в ближайшее время объявить инвестиционный конкурс, и уже есть заинтересованные корпорации. В частности, называют «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В случае частного инвестирования дороги станут, естественно, платными. А начинаться – на Четвертом транспортном кольце, откуда можно будет за считанные минуты добраться почти до границ Московской области, за которыми пробок уже практически не бывает.

Мостов и тоннелей будет больше

Еще одно решение проблемы – строить дороги над или под землей.

- Трудно представить себе, что сегодня творилось бы в городе, если бы мэр Москвы Юрий Лужков не решил в свое время расширить МКАД, - сказал Леонид Моисеевич. – А ведь это решение принималось тогда, когда таких пробок еще не было. С тех пор было построено Третье транспортное кольцо, начато строительство Четвертого, ведутся сооружение Звенигородского проспекта до трассы «Балтия», реконструкция Ленинградки и Ярославки, прорабатывается проект Северной рокады (ее планируется построить к концу 2009 года). С начала прошлого века всю Москву пересекают железнодорожные линии, многие из них имеют одноуровневые переезды с автомобильными дорогами. А рельсы – всегда преграда для автомобиля. Плюс еще река как преграда. Город по сути «разорван» на участки, которые надо соединять.

Так что в ближайшие несколько лет будут построены несколько мостов – в районе Печатники, над путями Октябрьской железной дороги и др. Как уже сообщал BN.ru, в конце прошлого года пошел транспорт по Живописному мосту – вантовому, который соединяет правый берег Москвы-реки с Серебряноборским тоннелем глубокого залегания. Только в ближайшие годы планируется начать строительство сразу трех-четырех таких тоннелей – под Лосиным островом (около 10 км), под парком «Коломенское» (около 3 км), от Яузы до проспекта Буденного (4,5 км) и под Филевским парком (около 3 км). Для этого за рубежом закупаются мощные проходческие щиты диаметром от 16 метров: они позволяют строить 4-полосные дороги, под которыми расположатся линии метро.

На дизельной тяге

Главный вопрос, который сегодня стоит перед городом и департаментом - это повышение удельного веса пассажирских перевозок общественным транспортом. А для этого надо создать альтернативу личному транспорту – быструю и комфортную. То есть общественный транспорт должен перестать быть просто средством, которое доставляет пассажиров из спальных районов к конечным станциям метро. Сегодня задача внеуличного скоростного транспорта – обеспечить быстрый проезд практически до конечной точки каждого пассажира.  В частности, организация пассажирских перевозок по Малому кольцу Московской окружной железной дороги даст ощутимейший эффект: по сути, город получит второе метро-кольцо, только наземное. Оно удобно пересекается со всеми магистралями. С ОАО РЖД уже достигнута договоренность, и в будущем можно будет организовать от ключевых станций МК МОЖД скоростной транспорт по самым напряженным направлениям – на север, вдоль Дмитровки до поселка Северный, северо-запад, вдоль Ленинградского шоссе, на восток – в Косино, Люберцы, Раменское. Такие перевозки в перспективе будут осуществлять скоростные электропоезда. Почему в перспективе? Потому что Малое кольцо не электрифицировано: проводить сюда контактные провода придется одновременно с прокладыванием дополнительных путей, чтобы смогли разойтись грузовые составы и пассажирские поезда. Так что в первые годы тяга будет дизельной.

Вторая задача – объединить трамвайные маршруты столицы в единое целое. Сейчас они разобщены на две сети – северо-западную и основную. Третья – построить хотя бы одну линию скоростного трамвая к 2011 году – она пройдет вдоль шоссе Энтузиастов.

- Говоря о возможных путях решения транспортной проблемы такого сложного во всех отношениях мегаполиса, каким является Москвы, мы сразу подразумеваем, что речь не идет о каких-то отдельных направлениях: задачу надо решать сразу по всем составляющим, - сказал в заключение Леонид Липсиц. - И, подчеркиваю, ее нельзя решать введением каких-то запретов. Это и неправильно, и просто бессмысленно. Решать надо по-другому, с учетом всех аспектов – хозяйственных, правовых, экономических. Это сложно, но – можно. Главное – правильно расставить приоритеты.

Текст: Николай Севрюгов