Застройка МО № 72 включает в себя пять укрупненных жилых кварталов – таких, которые собственно и планировались в соответствии с градостроительными нормативами 1960-х годов. Историческими маркерами территория небогата, и если бы не улица Турку – широченный бульвар, разрезающий округ по диагонали – данная часть «спальника» выглядела бы скучной. Но здешний ландшафт, согласно планам развития территории полувековой давности, мог быть и совсем другим.

Улица Турку. Градостроительная история могла сложиться иначе. Окна типовых многоэтажек, в соответствии с генпланом 1966 года, должны были выходить на набережную канала

Как добраться?

С точки зрения транспортной доступности обозначенная территория – типичный серединный городской район, со всеми присущими таким территориям плюсами и минусами. Главный узел, от которого расходятся маршруты городского транспорта – станция метро «Международная» – располагается у западной границы округа. Новая станция, «Проспект Славы», разместится уже непосредственно на территории МО, но ее открытие отложено до декабря 2018 года.

Сообщение с центральной частью города организовано по Бухарестской улице, по которой ходят трамваи. Через Цимбалинский мост и Невский путепровод на автобусах коммерческих и муниципальных маршрутов можно доехать до станций метро «Елизаровская» и «Ломоносовская». Но путепроводы над железнодорожными путями – это узкое горлышко, на них нередко случаются пробки. Выезд на КАД организован по Софийской улице, правда, из-за большегрузного транспорта, обслуживающего логистические комплексы в промзоне, движение часто бывает затрудненным.

Жители квартала 17 ВВЖД, расположенного вдоль железной дороги, могут ездить в центр города на электричках – прямо на Московский вокзал. Но это способ передвижения, что называется, на любителя: приходится подстраиваться под расписание.

На пересечении проспекта Славы и Бухарестской улицы, рядом со строящейся станцией метро и храмом Георгия Победоносца, формируется новый центр Купчино

Культурный слой

Купчинский краевед Денис Шаляпин показал нам два островка, в которых сохранилась историческая застройка. Расположены они вдоль железной дороги Московского направления. Один из них – уже почти растворившийся в ландшафте монолитных новостроек жилой городок кирпичного завода на Южном шоссе (сам завод располагался по другую сторону улицы).

Завод заработал в 1940 году. По словам Дениса Шаляпина, в то время здесь были выстроены двухэтажные деревянные бараки для рабочих с удобствами на улице. Пережив войну, и завод, и рабочий поселок динамично развивались. Бараки начали сносить, появились двухэтажные 8-квартирные типовые коттеджи в стиле сталинского неоклассицизма. Потом – четырех- и пятиэтажки. До начала массового строительства поселок почти не имел связи с внешним миром (только Куракина дорога и железная дорога Московского направления), зато внутренней инфраструктурой он был обеспечен полностью: имелись просторная школа, детский сад, столовая, баня, клуб.

Второй малоизвестный жителям Купчино островок исторической застройки – Фарфоровский пост. Название местности дала одноименная железнодорожная станция, в свою очередь унаследовавшая наименование от старинного фарфорового завода (порцелиновой мануфактуры). Большинство жилых строений еще недавно принадлежали железнодорожному ведомству, но в настоящее время переведены на баланс города.

Здесь имеется старинный вокзал, а также несколько дореволюционных кирпичных жилых и нежилых зданий в стиле модерн. Сохранились также кирпичные строения с признаками конструктивизма и деревянные жилые дома, возведенные на рубеже 1920-30-х годов. Правда, слово «сохранились» неточно отражает кондицию зданий: их техническое состояние близко к аварийному.

Неизвестное Купчино. Культурный слой (8 фото)

Где жить?

Территория округа почти сплошь застроена «панельками». Каркас квартальной застройки сформирован брежневками серии 1ЛГ-602, преимущественно ранних модификаций, которые со второй половины 1960-х годов строил Обуховский ДСК, расположенный в промзоне близ Софийской улицы. Но, по всей видимости, мощностей обозначенного предприятия не хватало. Так, квартал 19 ВВЖД (ограниченный улицами Турку, Пражской, Белы Куна и Бухарестской) напоминает обособленный островок. Он застроен типичными для Юго-Запада, но нехарактерными для Купчино «кораблями» и хрущевками серии ГИ производства Автовского ДСК.

Кстати, панельных пятиэтажек в округе относительно немного – в основном это постройки 502-й серии. Несмотря на то, что такие дома относят к хрущевкам, квартирные планировки у них уже брежневского поколения (кухни – 7,2 кв. м, раздельные санузлы). Правда, улучшенные планировки в свое время привели к ухудшению жилищных условий граждан: многие такие дома в Купчино заселялись коммунальным способом.

В первом десятилетии нашего века в архитектурном развитии территории случился уплотнительный период. Он отмечен и вполне удачными по планировочным решениям домами, и долгостроями, и весьма замысловатыми в архитектурном плане жилыми объектами.

Жилые кварталы (8 фото)

Где учиться и делать покупки

Детскими садами МО № 72 обеспечен ничуть не лучше и не хуже соседних купчинских округов. Но из-за наметившегося в последний год демографического бума места в дошкольных учреждениях в дефиците. Среди 13 имеющихся в округе школ есть коррекционный интернат, а также образовательные учреждения с углубленным изучением английского и немецкого языков, химии и биологии. В «языковые» школы попасть непросто.

Торговая инфраструктура МО № 72 представлена, в основном, типовыми магазинами-стекляшками образца 1970-х годов, разросшимися до масштабов среднеформатных торговых центров.

Тем не менее, Купчино для современной торговли – место знаковое. В 1970 году именно на Бухарестской улице открылся первый в Ленинграде магазин самообслуживания – прародитель современных гипермаркетов. В нашем веке этот исторический объект перестроен до неузнаваемости. Если быть точным, то от универсама «Фрунзенский», который в годы брежневского застоя знали едва ли не все ленинградцы, осталось только название. Нынче это обычный торговый комплекс.

Главная рекреационная зона округа – Парк Интернационалистов с Храмом Георгия Победоносца, монументами воинам-интернационалистам и бойцам спецподразделений. В отличие от расположенных в соседнем округе карьеров, водоемы в парке – естественного происхождения, это подпитываемые подземными источниками фрагменты засыпанного русла реки Волковки.

В начале нашего века в створе Пражской улицы планировалось строительство парка водных аттракционов, но проект не был реализован. Зато в начале 2015 года появилась официальная информация о том, что данная площадка выбрана для строительства крупнейшего в Европе Океанариума, с научным центром и оздоровительными бассейнами для дельфинотерапии, который должен быть введен в строй к концу 2017 года. Реализация проекта пока не началась.

Квартиры и цены

По данным Центра исследований и аналитики ГК «БН», средняя цена выставленного на продажу вторичного жилья в округе составляет 94,3 тыс. руб./кв. м. Это на 1,3 тыс. руб. меньше, чем в соседнем МО № 75, который мы объезжали в прошлый раз. Относительно невысокие, даже по меркам демократичного Купчино, цены обусловлены тем, что львиная доля предложения (75%) – это квартиры в домах категории «старая панель», преимущественно в брежневках 602-й серии.

Сравнивая структуру предложения с округом-соседом, мы также можем убедиться, что в 72-м округе, в отличие от упомянутого 75-го, меньше «однушек», но значительно больше «двушек» (см. инфографику). Такое положение обусловлено тем, что в первом из сравниваемых округов основная застройка все-таки лет на десять-пятнадцать старше.

Число комнат тыс. руб. руб./кв. м
Одна 3 679,8 108 342,8
Две 4 350,9 92 512,6
Три 5 411,5 89 555,8
Четыре 5 505,8 81 888,6

ИСТОЧНИК: ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИТИКИ ГК «БЮЛЛЕТЕНЬ НЕДВИЖИМОСТИ»

Тип дома руб./кв. м
Кирпич 102 519,8
Кирпич/монолит 120 769,1
Старая панель 90 588,6

ИСТОЧНИК: ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИТИКИ ГК «БЮЛЛЕТЕНЬ НЕДВИЖИМОСТИ»

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок