Законопроект подготовлен Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли. По словам главы этого ведомства Алексея Сергеева, действующий с 1997 года закон о целевых программах устарел, и в нем отсутствует эффективный механизм реализации городских программ. «В прежние годы нередко принимались целевые программы декларативного свойства, зачастую не обеспеченные финансово. Они не были направлены на достижение конкретного результата, а за их реализацию никто не отвечал. В итоге многие планы так и оставались на бумаге», – сообщил г-н Сергеев.
Новый закон подробным образом регламентирует процедуру формирования, утверждения и реализации новых целевых программ. Концепция каждой программы с обоснованием требуемых расходов должна будет пройти независимую экспертизу. Контролировать исполнение каждого перспективного плана будет ответственный орган. Другое новшество – разделение полномочий между чиновниками и законодателями. Целевые программы со сроком реализации от года до пяти лет смогут утверждаться постановлениями Смольного, свыше пяти лет – на уровне городских законов.
Депутаты отнеслись отрицательно к предлагаемому разделу полномочий. «Многие программы принимаются на три-пять лет и имеют общегородское значение. Процесс их обсуждения, а также распределения бюджетных средств на их исполнение должен носить публичный характер. Думаю, новый порядок не прибавит гласности», – считает депутат Алексей Белоусов. Его коллега Владимир Гольман настроен более категорично. «Любые перспективные планы, в том числе на пять лет, должны утверждаться только на уровне законов. Действия Смольного направлены на принципиальное урезание полномочий законодательной власти», – считает он.
Всего с 1997 года в Петербурге утверждено 113 программ. В том числе 58 – целевых, из которых на сегодняшний день действуют 16. Среди них такие крупные, как строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове, административно-делового центра Газпром-Сити и др.
Все программы имеют долгосрочный характер и рассчитаны на 7–10 лет. Поэтому Алексей Сергеев полагает, что при планировании в сфере крупных инвестиций без участия парламента не обойтись. Мнение его оппонентов строится на том, что Смольному ничто не помешает одобрить программу на пять лет, а впоследствии пролонгировать срок ее реализации. Тем более что новый закон дает право на внесение корректив в целевую программу лишь органу, ее принявшему.