По итогам третьего квартала 2006 года объем предложения качественных площадей в торговых центрах Петербурга составил 1,407 млн кв. м. К концу года, по оценке специалистов «Бекар. Консалтинг», общая площадь уже имевшихся и новых торговых комплексов составит почти 2 млн «квадратов». На этом фоне «достижения» Василеостровского района по открытию новых магазинов выглядят более чем скромно. Торговые комплексы в черте города и за его пределами растут как грибы. А на Васильевском их можно пересчитать по пальцам. Районная администрация уповает на то, что коренным образом ситуация изменится после ввода «проектов века» – Морского фасада и Западного скоростного диаметра, а также в ходе реализации городской программы по выводу промышленных предприятий из центральных районов.

Неравномерность

В то время как аналитики пророчат скорое насыщение рынка торговыми площадями, обеспеченность «островитян» магазинами отстает от среднегородского уровня. По данным Colliers International, в середине 2006 года на тысячу человек здесь приходилось 238 «торговых» метров, в то время как среднегородской показатель – 266 кв. м на тысячу жителей. На Василеостровский район (как и на Фрунзенский) приходится меньше всего отдельных точек и торгово-развлекательных комплексов в Петербурге. Нехватка торговых площадей очевидна – сосредоточение магазинов и заведений общепита можно наблюдать лишь у станций метро и в радиусе нескольких сотен метров от них.

«Отчасти общий дефицит обусловлен отсутствием крупных торговых комплексов на территории Васильевского острова, – поясняет управляющий партнер London Consulting & Management Company (LCMC) Дмитрий Золин. – Но, во-первых, здесь нет свободных земельных пятен. А во-вторых, остров представляет собой недостаточно большой район, чтобы создавать на нем крупный молл». «Еще одна из причин дефицита полноценных торговых объектов – это сложная транспортная обстановка: малое количество мостов, всего две станции метрополитена, перегруженность основных магистралей. Да и наземный муниципальный транспорт оставляет желать лучшего», – продолжают специалисты Colliers International.

Пожалуй, самое яркое явление торгового изобилия на Васильевском острове – пешеходная зона на 6–7-й Линиях. Здесь представлены магазины по продаже одежды и обуви, ювелирных изделий и сотовых телефонов, салоны красоты, залы игровых автоматов, а также множество заведений общественного питания разного формата. Вот только продуктовым магазинам места не нашлось. Отчасти это объясняется отсутствием крупных площадей под супермаркеты, близостью продовольственного Андреевского рынка, концепцией пешеходной зоны и высокой стоимостью аренды. Кстати, данными о размере арендной платы компании делятся неохотно. По оценкам аналитиков Astera Oncor, около станций метро на Васильевском стоимость найма помещений колеблется от 100 до 150 у. e. за кв. м в месяц; на 6-7-й Линиях средняя ставка составляет 150 у. e.; 8–9-я Линии обходятся арендаторам в 70–100 у. е. Остальные торговые площади сдаются по цене 40–50 у. e. за кв. м в месяц и меньше. Для сравнения: аренда площадей в ТЦ «Шкиперский молл», по сведениям Colliers International, – $20 за кв. м в месяц для якорных операторов и $100 ежемесячно за «квадрат» в торговой галерее.

«В торговых коридорах арендные ставки во встроенных помещениях зачастую выше, чем в комплексах. Также существует ряд арендаторов, предпочитающих нанимать встроенные площади именно в стритритейле, нежели помещения в торговых центрах», –
говорит Олег Спивак, директор Becar Consulting.
Удивительно, но факт: торговые площади почти отсутствуют даже в местах с выгодным местоположением и высокой проходимостью. Большой проспект, 1-я Линия, Гаванская улица, казалось бы, должны изобиловать магазинами.

У этих улиц есть почти все шансы стать торговыми коридорами, аналогичными 6–7-й Линиям ВО. Но, несмотря на кажущуюся привлекательность, торговля здесь ведется очень слабо. Консультанты объясняют это тем, что при встроенных торговых точках в исторической части района нет парковок. А качество самих помещений оставляет желать лучшего. Поэтому реализовывать новые проекты в местах старой застройки достаточно сложно.

Магазинная нужда

Единственный продовольственный рынок в районе – Андреевский на Большом проспекте

Аренда на 6-7 линиях – самая дорогая на ВО

Всего на Васильевском с десяток крупных торговых центров и гипермаркетов. Два из них были введены в этом году. Продуктовый гипермаркет сети «Лента» (десятый в городе) открылся в конце марта на Уральской ул., 29, к. 1. Комплекс стал по сути первым продуктовым крупноформатным магазином на острове. Общая площадь «Ленты» – 12 тыс. кв. м. Парковка рассчитана на 600 автомобилей. Земельный участок под объект торговая сеть выкупила в собственность. Объем инвестиций в проект составил около $23 млн. Генеральным подрядчиком выступила компания «Вилия» (она строит и другие комплексы сети).

В начале мая торжественно открылась первая очередь торгово-развлекательного центра «Шкиперский молл» на Малом пр. ВО, 18 (угол с Наличной ул.). Комплекс размещен на участке 0,85 га. Общая площадь помещений первой очереди составляет 20 тыс. кв. м, из них 13 тыс. отведено под торговлю. Якорными арендаторами стали супермаркет «Патэрсон» (1-й этаж), магазин бытовой техники «Техношок» (3-й этаж), косметический магазин «Л'Этуаль» и сеть кафе «Чайная ложка». Вторую и третью очереди центра введут в строй в течение следующего года.
Одиночные магазины представлены на острове преимущественно недорогим сегментом.

Самый активный ритейлер Василеостровского района – компания «Пятерочка». Сеть дискаунтеров довела число своих магазинов в районе до 10. И, похоже, останавливаться на достигнутом не собирается. Следом за лидером российской розницы идет «Дикси-Петербург» – у компании здесь шесть точек. Работают в этом районе три магазина «Патэрсон» и одна «Находка». Других сетевых представителей продуктового ритейла на острове нет.

Поговаривали, что свой взор в сторону Васильевского обратила и торговая сеть «О'Кей». По крайней мере, на открытие гипермаркета надеялась островная администрация. Под проект вроде даже собирались использовать здание универсама «Гаванский» (Наличная ул., 44, к. 2). Однако в холдинге «Доринда» (вледелец сети «О'Кей») считают, что комментировать намерения компании относительно Васильевского острова пока рано.

Выбор сетевых заведений общепита несколько богаче. Неподалеку от станций метро, на основных проспектах и «торговой улице» (6–7-я Линии) представлены пиццерия Pizza Hut и итальян-ская Mama Roma; рестораны быстрого питания «БлинДональтс», «Сбарро», «Макдоналдс»; рестораны японской кухни «Васаби», «Оригами» и китайской – «Небесный дворец», «Ян Гон»; кофейни и чайные – «Чайная Ложка», «Кофе Хаус», «Чайкофф», «Идеальная чашка», «Лидо». В основном на острове функционируют по одной-две точки из перечисленных сетей общепита.

При очевидном дефиците продуктовых магазинов в Василеостровском районе представлены крупные магазины строительных товаров. Не первый год работает ТЦ «Василеостровский» (Железноводская ул., 3), специализирующийся на продукции для строительства и ремонта. Неподалеку, на пр. КИМа, 13, расположен гипермаркет «К-Раута» (бывший «Строймастер»). В микрорайоне, ограниченном Уральской, Железноводской улицами и пр. КИМа, достаточно много небольших магазинов товаров для дома и строительства.

Заметным событием 2005 года в районе стала передача в аренду площадей двух павильонов ОАО «Ленэкспо» – под размещение магазина сети строительных гипермаркетов. По заявлениям компетентных лиц, прибегнуть к такому варианту руководству выставочного комплекса пришлось, чтобы покрыть существенные издержки после ввода в строй нового – седьмого по счету – павильона. Открывшаяся в Гавани весной «Метрика» (владелец ООО «Стройформат») занимает около 5 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составили примерно $2,5 млн – это без учета арендной платы.

Крупных мебельных сетевых магазинов на Васильевском нет, а число небольших одиночных торговых точек не дотягивает и до двадцати. Еще более плачевно обстоит ситуация с супермаркетами бытовой техники – они есть только в составе немногочисленных торговых комплексов.

И скучно, и грустно

Особенно остро на Васильевском стоит вопрос организации досуга. Здесь актуальна не проблема выбора, а его отстутвие – развлекательная составляющая в действующих на острове комплексах развита очень слабо. Единственный двухзальный мультиплекс «Нео» (сети «Кронверк Синема») работает в торговом центре «Балтийский». В «Шкиперском молле» и «Острове» пока ничего нет.
Кегельбанов на острове только два – при Морском вокзале и гостинице «Прибалтийской», бильярдных залов – три. По сравнению с общегородскими показателями, обеспеченность жителей района боулингами и современными кинозалами более чем скудная. Так, в среднем на 100 тыс. петербуржцев приходится 7,05 дорожек для боулинга, а на Васильевском – только 5,1. Та же ситуация с мультиплексами – на 100 тыс. горожан приходится 2,1 зала, на островитян – лишь 1.

На территории гостиничного комплекса «Прибалтийская» весной открылся Центр водных развлечений общей площадью 8 490 кв. м. Самой гостинице увеличение числа постояльцев аквапарк не принес, но зато стал мощным центром притяжения жителей со всего Петербурга и пригородных районов. Правда, ритейлеров и представителей общепита не особо вдохновил возросший потенциал окружающей территории. Поблизости, на ул. Нахимова, 26, в марте появился лишь один новый ресторан быстрого обслуживания «БлинДональтс» (площадью 1 000 кв. м).

В будущем году самым значительным событием обещает стать запуск второй и третьей очередей «Шкиперского молла». Третья очередь проекта – его развлекательная составляющая – будет сдана в конце 2007 года. Здесь откроются боулинг «Космик» и мультиплекс на 9–10 залов площадью около 10 тыс. кв. м. Его оператором может стать «Синема-Парк», «Каро-Фильм» или «Кронверк Синема». Общий объем инвестиций в проект торгово-развлекательного комплекса составит около $32 млн (одна половина инвестиций – средства компании «СиБ», вторая –
финансирование МДМ-банка и деньги соинвесторов). Расчетные сроки окупаемости первой и второй очереди составляют около четырех лет. Вложения в развлечения вернутся не раньше чем через пять лет. Возможно, «Шкиперский молл» решит проблему время-препровождения для жителей района. Хотя очевидно, что острову необходим не один центр семейного отдыха.

Островные перспективы

В ТЦ «Василеостровский» покупатели едут даже из других районов

 

«Безусловно, с вводом в действие этих проектов объемы строительства торговых комплексов неизменно возрастут. Ведь только по предварительным проработкам планируется строительство жилья для 30 тыс. человек», – уверен Олег Спивак.

Несмотря на то что сегодня в Василеостровском районе торговых и культурно-досуговых центров явно недостаточно, имеется отличный потенциал для их развития.

По мнению администрации района, историческая часть района достаточно насыщена объектами инфраструктуры (6–7-я Линии даже перенасыщены), тогда как в западной части острова, наоборот, сфера торговли и бытового обслуживания неразвита.

Аналитики называют несколько крупных зон, на территории которых может активно развиваться коммерческая составляющая, в том числе и торговая. Это промышленные территории вдоль Уральской улицы, а также на участке, ограниченном улицами Нахимова, Наличной, Галерным проездом и Шкиперским протоком. Не менее перспективна южная часть острова (так называемый район Чекуши). Размещение этих зон связано, прежде всего, с развитием транспортной инфраструктуры и реализацией городской программы по освобождению территорий от промышленных предприятий.

Возведение жилого комплекса «Морской фасад», очевидно, увеличит количество жителей и потребует увеличения торговых площадей на Васильевском острове. Западный скоростной диаметр поможет решить проблему транспорт-ной загрузки района, но вместе с тем вряд ли обеспечит приток покупателей в супермаркеты из других частей города. И все-таки ЗСД послужит толчком к развитию торговых зон в западной части острова.

Концепция развития потребительского рынка до 2007 года предполагает обязательное создание во всех районах города (включая Василеостровский) в зоне 10-минутной пешеходной доступности магазинов, точек общественного питания и предприятий бытового обслуживания. Значит, и возможности, и площади будут найдены. Администрация района возлагает основные надежды на реализацию проекта «Морской фасад», рассчитывая, что это придаст новый импульс развитию всего острова. Ведь до сих пор этот центральный район практически лишен торговой и развлекательной инфраструктуры.

Понятно, что свободных мест под крупные комплексы почти нет, а потенциально пригодные земли заняты предприятиями. Поэтому ритейлерам и жителям Васильевского остается набраться терпения и ждать. Ждать скорейшего вывода с острова промышленных объектов (с последующей рекультивацией земель) и запуска «проектов века».
 

Текст: Анастасия Рублева