Центральную часть Западного скоростного диаметра будет строить один из трех претендентов: корейский промышленный гигант или один из консорциумов, зарегистрированных в России. В Смольном количеством претендентов
довольны и обещают, что будут обязательно контролировать стоимость проезда по трассе.
Сегодня в Администрации города состоялось первое заседание конкурсной комиссии, которая вскрыла довольно объемные пакеты (скорее, даже контейнеры) с заявками претендентов на право строить пятую очередь ЗСД, а затем и эксплуатировать на протяжении 30 лет всю трассу целиком. Претендентов оказалось всего трое, однако двое из них – консорциумы, объединяющие сразу несколько известных не только в Петербурге, но и в Европе строительных компаний.
Первым огласили имя хорошо известной россиянам компании Samsung. Правда, далеко не все знают, что помимо бытовой техники и электроники, южнокорейский гигант производит, например, супертанкеры, а также строит дороги, аэропорты и промышленные предприятия. По словам председателя конкурсной комиссии вице-губернатора Юрия Молчанова, «корейцы вполне могут обеспечить строительство диаметра самостоятельно».
Что касается двух других претендентов, то их имена, на первый взгляд, ни о чем петербуржцам не говорят. Разве что названия на удивление похожи. ООО «Балтийская концессионная компания «Магистраль» зарегистрирована в Петербурге, а ООО «Магистраль Северной столицы» - в Москве, но, в сущности, это не так уж важно. Гораздо интереснее состав обоих консорциумов.
Правда, его обнародовала лишь столичная структура – непосредственно в заявке. ООО «Магистраль Северной столицы» образовали банк ВТБ, инвестиционная компания «ВТБ Капитал», французская Bouygues Travaux Publics S.A., а также стратегический партнер Смольного - ООО «Воздушные ворота Северной столицы», - в настоящее время превращающий аэропорт «Пулково» в международный хаб.
Учередители ООО «Балтийская концессионная компания «Магистраль» открыто о себе не заявляют, однако их имена на строительном рынке являются секретом Полишинеля. По данным BN.ru, среди них сразу две известные петербургские компании – «Ренессанс Констракшн» («дочка» одноименного турецкого девелопера) и Мостоотряд №19» -, а также лидер европейского строительного рынка - французская корпорация Vinci S.A. Об их уже реализованных и ныне возводимых объектах в Петербурге БН.ру уже
писал.
Так или иначе, но в Смольном довольны первым этапом конкурсного отбора. «Три претендента – это хорошо. Есть из кого выбирать», - заявил Юрий Молчанов сразу после церемонии. При этом, по его словам, условия конкурса и сроки окупаемости проекта сейчас потенциальным инвесторам куда более понятны, чем три года назад, когда власти только начали реализацию стратегического проекта.
Предварительный отбор участников продлится до 12 апреля, когда будут подведены итоги. Впрочем, мало кто сомневается, что эту стадию все три претендента минуют без потерь. Основная борьба развернется ближе к июню, когда должны будут поданы конкурсные предложения. Имя победителя в итоге будет объявлено 29 июля, а договор с будущим победителем подписан 20 декабря текущего года.
Отметим, что ЗСД является довольно привлекательным проектом для европейских инвесторов. Хотя Вложив 80 млрд руб. и завершив строительство трассы в 2014 году, инвестор еще 27 лет сможет «отбивать» вложенные средства. Трасса поступит ему в собственность, причем целиком (вместе с Южной и Северной частями) – со всеми вытекающими последствиями. То есть владелец сможет собирать плату за проезд в свою пользу или, к примеру, использовать дорогу в качестве обеспечения для банковских кредитов.
Кстати, влиять на стоимость проезда по ЗСД Смольный может лишь опосредованно. «Это не регулируемый тариф, а значит, город не сможет диктовать его величину инвесторам. Мы будем согласовывать, а не устанавливать», - подчеркнул Юрий Молчанов. Но пока действующий участок трассы находится в собственности города, плата за проезд будет устанавливаться исключительно правительством. Так, тариф на проезд по действующему участку ЗСД от КАД до Благодатной ул. будет утвержден уже на следующей неделе. А в конце апреля – начале мая с водителей начнут взимать реальные деньги за пользование 5-километровым участком трассы.
Справка БН:
Общая стоимость создания ЗСД составляет 212 млрд рубл. Из них 82 млрд выделит федеральный центр, 50,71 млрд – частный инвестор, 54 млрд – Петербург и 25 млрд будут добавлены за счет облигационного займа. На строительство Южного участка уйдет 47 млрд рублей, его планируют сдать полностью к концу текущего года. Северный участок обойдется примерно в 30 млрд, – его, в свою очередь, закончат в конце 2012 года. На сегодня ЗСД уже поглотил 35,7 млрд. Для завершения строительства в 2011 году из федерального бюджета потребуется 7 млрд, а из городского – 4 млрд рублей.
Текст: Павел Гинёв