На днях апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции сразу по нескольким подобным делам. А именно – отказался признавать недействительными распоряжения КУГИ о приватизации расположенных в Петербурге бомбоубежищ. Все потому, что прокуратура избрала некорректный способ защиты своих прав. Точнее – прав МЧС, интересы которого представляла (именно это ведомство ответственно за содержание бомбоубежищ).

Военнообязанная недвижимость
В своих исках представители прокуратуры заявляли: распоряжения КУГИ о приватизации подвалов-бомбоубежищ недействительны, ибо последние являются объектами федеральной собственности. И к тому же – имеют статус объектов гражданской обороны. При этом прокуроры не оспаривали права собственности покупателей таких объектов.

В договорах купли-продажи бомбоубежищ есть обременение – в этих помещениях нельзя пробивать дополнительные входы и выходы, нарушать конструкции стен и уничтожать вентиляционные системы. А в случае опасности – освободить и привести объект в боевую готовность за 12 часов.

Таким образом, как посчитали суды первой и апелляционной инстанций, права МЧС никак не нарушались. Собственники бомбоубежища не переделывали. Да к тому же пообещали – начнись война, они тут же передадут свои покупки в руки властей.

Правда, одно из арбитражных дел прокуратура в первой инстанции все же выиграла. В мотивировочном решении судья заявила, что убежище являет собой объект гражданской обороны и его нельзя относить к обычному нежилому фонду. Кроме того, по действующему законодательству эти объекты априори находятся в федеральной собственности, но могут отойти местным властям. Если, разумеется, на то есть соответствующие причины. Таковых суд не нашел и признал распоряжение КУГИ о приватизации объекта недействительным.

Решение против КУГИ в конце декабря вынес и Кировский районный суд Петербурга: распоряжение о приватизации объекта на Автовской улице, 2 (литера А, пом.1-Н, 2-Н) признали недействительным, а китайского гражданина, купившего объект, обязали освободить помещение. Впрочем, оба решения уже обжалуются.

Война за укрытия
Кампания по возврату проданных КУГИ объектов гражданской обороны началась год назад – тогда Высший арбитражный суд РФ (ВАС) признал действия Смольного по оформлению таких объектов в госсобственность и их продаже незаконными. А сам спор возник еще в 2007-м, когда прокуроры решили обжаловать в арбитражном суде решение КУГИ о приватизации бомбоубежища в 101 кв. м на Весельной улице, 11.

Принадлежность объекта не могли определить больше двух лет. С одной стороны, подвал не имел особого статуса («защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период»), по которому его можно было со 100% долей вероятности отнести к федеральной собственности. С другой – это объект гражданской обороны. Значит, не может быть во владении города. Суды постоянно меняли свои решения, а окончательную точку в споре поставил ВАС. Тогда эксперты предсказывали: вердикт высшей арбитражной инстанции страны может привести к переделу собственности между Петербургом и федеральными властями, а итоги приватизации некоторых бомбоубежищ придется пересмотреть.

Недопередел
В сентябре прошлого года в арбитраж поступило несколько исков от прокуратуры с требованием аннулировать распоряжения КУГИ о приватизации бомбоубежищ.

Тем не менее, несмотря на позицию ВАС, подавляющее большинство дел прокуратура проигрывает – в России нет прецедентного права, поэтому решения вышестоящих судов носят лишь рекомендательный характер.

В КУГИ так и вовсе не испытывали тревоги относительно прокурорских инициатив. Даже если бы суд удовлетворил часть исков прокуратуры, это не восстановило якобы нарушенные права МЧС. Бомбоубежища уже проданы – и по закону итоги их реализации оспорить нельзя. Право собственности новых владельцев давно зарегистрировано, а добросовестность сделок прокуратура не оспаривала. 

Кроме того, как рассказала пресс-секретарь ведомства Ольга Барашкина, интересы государства в таких процессах должно представлять Росимущество. «Иски поданы от имени заместителя прокурора, однако он не может защищать имущественные интересы Российской Федерации – положительные для истцов решения по делам не будут иметь силы», – считает она.

Чиновники не говорят, сколько именно петербургских бомбоубежищ КУГИ уже оформил в городскую собственность и успел продать. По данным ГО и ЧС, в городе свыше 4 тыс. бомбоубежищ, из которых около 3 тысячи – укрепленные подвалы в многоквартирных домах. Спустя год после начала акции по переделу собственности на бомбоубежища можно смело констатировать ее провал. Вооружившуюся решением ВАС прокуратуру петербургские суды в большинстве случаев так и не поддержали. Судя по всему, проданные бомбоубежища останутся во владении своих хозяев.

Текст: Сергей Бардин