Представлявший проект архитектор Сергей Шмаков первым делом посетовал на условия, в которые зодчих, поставил заказчик – компания «Главстрой СПб». На двух с половиной гектарах структура Олега Дерипаски в настоящее время хочет возвести 60 тысяч кв. м жилья (напомним, за три года попыток приступить к реновации этого квартала его концепция дважды менялась – сначала здесь планировалось создать деловую зону, затем – оптовый рынок).

«Нам пришлось выжимать из этой территории все что можно», – посетовал Сергей Шмаков. Для того чтобы удовлетворить пожелания заказчика и требования ПЗЗ по высоте, архитекторы предлагают разместить в центре квартала три одинаковых двадцатиэтажных здания. Вдоль улиц Шкапина и Розенштейна предполагается построить девятиэтажки, которые удовлетворяют установленному здесь высотному регламенту в 28 метров и необходимым нормам по освещенности. На месте перехода улицы Шкапина в Маршала Говорова запланирована круглая пятнадцатиэтажная башня с квартирами-студиями. То, что она превышает 28 метров, по словам Сергея Шмакова, архитекторы сочли возможным, поскольку этот лимит установлен для «фронта улиц». Башня же находится в месте, где дорога делает поворот.

Отметив, что проект соответствует как требованиям заказчика, так и нормам закона, докладчик закончил свое выступление, не сказав ни слова об архитектурной стороне проекта. «На подготовленных материалах все видно», – пояснил он. Между тем, с соответствием предложенного решения законодательству есть некая неопределенность. Как отметил Юрий Митюрев, пока проект готовился, «произошли некоторые изменения». Архитекторы ориентировались на высотный регламент, прописанный в ПЗЗ. Однако в настоящее время в суде рассматривается вопрос о том, что в историческом центре в этом деле нужно опираться на Закон о зонах охраны памятников в Петербурге, который оперирует цифрами 28 и 33 метра. Хотя окончательное решение по этому поводу судом не принято, по словам Юрия Митюрева, для всестороннего обсуждения и согласования проекта необходимо заключение КГИОП. Однако представитель этого комитета на сегодняшнее заседание Градсовета не явился.

В ходе обсуждения проекта Мастерской Каплунова выяснилось, что у профессионального сообщества есть серьезные вопросы и к архитектурному решению как таковому. Резче и лаконичнее всех высказался Марк Рейнберг: «Предложенное объемно-планировочное решение можно принять только в одном случае. Если считать, что Обводный канал – это граница Петербурга и Ленинграда. Это архитектура Ленинграда». Эту мысль поддержали некоторые коллеги архитектора. Они говорили о том, что решения, уместные на окраинах города, в том же проекте «Главстроя СПб» «Северная долина» на Парнасе, вряд ли подходят для центра. «Конечно, это профессиональная, нейтральная архитектура. На мой взгляд, чересчур нейтральная, я бы сказал, инкубационная», – отметил рецензент проекта Вячеслав Ухов.

Конкретные претензии архитекторов к проделанной работе свелись к двум пунктам. Во-первых, было отмечено, что три 63-метровых башни – это высоко, и видно их будет со многих точек. При этом, в силу некой исторической загадки, острием треугольника, в котором сходятся воображаемые продолжения улиц Шкапина и Розенштейна, оказывается Троицкий собор. Спроектированные башни попадают прямо на ось, проходящую через купол церкви. Возникающая перекличка таких доминант не была обыграна в проекте. В частности, архитектор Святослав Гайкович указал на то, что можно было бы построить три разных башни, с увеличением их высоты по мере удаления от центра.
Кроме того, возник вопрос об осмысленности проектирования доминант внутри кварталов как таковой. «Я вообще не воспринимаю высотные объекты внутри квартала. Нет такой градостроительной необходимости. Высота, акцент всегда связаны с какой-то семантикой, должны быть наделены смыслом. А так это довольно опасная ситуация», – сказал Вячеслав Ухов – «Это такие архитектурные миражи: доминанты, которые видны издалека, а когда мы приближаемся к ним, они постепенно исчезают, и вот их вообще не видно».

Помимо трех башен, членов Градсовета не удовлетворило и решение фасадов, выходящих на Шкапина и Розенштейна. Они спроектированы одинаковыми для обеих улиц и выходят на них едиными массивами. «Почему бы фасады по улицам не сделать более традиционными? Здесь вокруг такой петербургский фоновый периметр. Их можно было бы в этой стилистике нарезать и разнообразить», – резюмировал архитектор Михаил Мамошин.

Текст: Николай Конашенок