Специалисты НИИ под руководством археолога Петра Сорокина проводили раскопки территории, где и планируется возвести «Охта-центр». Правда, как заявляли заказчики, делали это крайне плохо – что и послужило поводом для обращения в суд.

Суть претензий сводилась к тому, что специалисты НИИ не выполнили антропологический анализ обнаруженных на Охте останков. И, кроме того, не передали в государственный музейный фонд раритеты, найденные при раскопках остатков крепости Ниеншанц (располагается в границах стройплощадки). Из-за чего, по версии представителей ОДЦ «Охта», они не смогли создать научный отчет о проделанной работе. «Исполнители работ пока не представили все необходимые документы о завершении работ», – пояснила пресс-секретарь ОДЦ «Охта» Татьяна Юрьева.

Повод на костях
На вопрос суда о том, что же не устроило заказчиков «Охта-центра» в работе группы Петра Сорокина, представитель ОДЦ поведал следующую историю. Как оказалось, Сорокин и его команда нашли на стройплощадке будущего небоскреба останки четырехсот человек непонятного происхождения. Но, как сообщил юрист ОДЦ, археологи даже не потрудились их изучить.

В этой части рассказа надо сделать оговорку: по версии Петра Сорокина, он все-таки провел анализ останков, но «Охта» упорно не соглашалась решать вопрос об их погребении. Не получилось пристроить скелеты и в Музей этнографии. Там заявили, что кости плохо сохранились и такое количество соединительной ткани им вовсе не нужно, поскольку она не представляет научного интереса. «Мы предложили весьма цивилизованный вариант – сделать мемориальный комплекс на территории ОДЦ, подобие склепа, который можно будет в любой момент вскрывать, брать оттуда останки, исследовать их и получать всю необходимую информацию», – заявил Петр Сорокин.

Смелая инициатива не нашла понимания у заказчиков делового центра. «У нас есть закон о похоронном деле, по которому нельзя разводить кладбища в подобных местах. Да и заборник «Водоканала» там стоит, который полгорода водой снабжает – что же это получится? И потом Генпланом это место не предназначено для массовых захоронений», – негодовал юрист ОДЦ. По его словам, сейчас руководство «Охта-центра» договаривается с Русской православной церковью и ГУП «Ритуальные услуги» о возможности захоронения останков.

Ответный удар
Археологи заявили: заказчик просто уклонялся от подписания акта выполненных работ.
«На территории будущей стройки институт нашел объекты историко-культурного наследия. А это может стать причиной запрета любого строительства на этой земле – вряд ли Министерство культуры позволит здесь возводить небоскреб», – заявляли архитекторы. Как пояснил Петр Сорокин, он действительно отказался утверждать акт выполненных работ. Якобы в нем был пункт о том, что архитекторы не возражают против строительства на обследованной территории.

Впрочем, археологи подали к ОДЦ встречный иск: они утверждают, что заказчик «Охта-центра» не оплатил им полевые работы (хотя активно использует их результаты). «Кроме того, в ходе исследования мы обнаружили неолитические слои. Соглашение с ОДЦ не предусматривало финансирование их исследований. Впрочем, у нас была устная договоренность о том, что работы будут оплачены. Никаких письменных соглашений мы не заключали, на основании чего хотим признать договор недействительным», – заявил адвокат НИИ культурного и природного наследия Шамиль Ахаев.

По его словам, во время раскопок специалисты НИИ обнаружили не только средневековые ценности, но и несколько неолитических слоев, представляющих несомненный интерес для ученой общественности. Однако институт так и не смог договориться с ОДЦ о подписании соответствующего договора на ведение новых работ. «Мы провели исследование, однако заказчик нам так и не заплатил», – рассказал Шамиль Ахаев.

В общей сложности археологи хотят взыскать с ОДЦ 39 млн рублей. Часть претензий суд уже удовлетворил: вчера с ОДЦ было взыскано 11 млн рублей – убытки НИИ от недоплаты по договору.

Судебные разбирательства продолжатся 11 января: ОДЦ требует с НИИ еще около 100 млн рублей.

Группа Петра Сорокина работала на площадке с 2006 по 2009 год. После того как архитекторы нашли на месте стройки «Охта-центра» исторические ценности, Сорокин стал настаивать на отмене планов по строительству небоскреба. Впрочем, как утверждают знакомые с ситуацией специалисты, к тому времени на археологические раскопки было потрачено около 300 млн рублей.

В начале этого года раскопками в районе строительства «Охта-центра» занялись уже другие архитекторы – из Института истории материальной культуры под руководством Натальи Соловьевой. По ее словам, были исследованы оставшиеся части шведских крепостей Ландскрона и Ниеншанц, разрушенных Петром I. В конце октября работы были завершены.

Несколько дней назад Валентина Матвиенко заявила, что «Охта-центр» должен быть построен на другой площадке. Однако глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что в другом месте города такой проект реализован не будет.

Фото: Trend

Текст: Сергей Бардин