Драйверы опта

Отрасль восстанавливается от кризисного шока, констатируют исследователи. «Положительная динамика практически всех показателей, характеризующих состояние делового климата в данном секторе экономики по итогам отчетного квартала, свидетельствует о преодолении многих негативных явлений и кризисных тенденций», – говорится в докладе ЦКИ. Снизились темпы сокращения объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота. Оптовики гораздо чаще выражали оптимизм по поводу будущего своего бизнеса и реже беспокоились о недостатке финансирования. В результате индекс предпринимательской уверенности и динамика оценки изменения обеспеченности кредитными и заемными финансовыми ресурсами перешли в положительную зону.

Драйверами роста стали стабилизация потребительского рынка, которая поддерживается повышением реальных денежных доходов населения и восстановлением потребительского кредитования. Сыграло положительную роль и улучшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры в целом. Увеличившийся спрос и рост доходов конечных потребителей товаров оптовых фирм привели к необходимости ускорения обновления и расширения ассортимента. Улучшилась и динамика численности работников в этой сфере – компании во II квартале сокращали сотрудников намного меньше, чем раньше.

Оптовая торговля готова к дальнейшему восстановлению, говорится в докладе ЦКИ. «Однако в оценках предпринимателей присутствует ряд сигналов, которые по-прежнему указывают на наличие дисбалансов, вызывающих определенные опасения».

Прежде всего, это касается перспективы развития деловой активности оптовых фирм в III квартале 2010 года. «В анализируемом периоде отмечалось ухудшение предпринимательских ожиданий по многим показателям по сравнению с теми, которые были даны предпринимателями в начале 2010 года, – констатируется в докладе. – Следует отметить, что, согласно итогам обследования за I квартал 2010 года, большинство участников опроса рассчитывали на довольно быстрое восстановление оптовой торговли в 2010 году. Однако в анализируемом квартале им пришлось несколько умерить оптимизм своих ожиданий. Это говорит о том, что экономическая действительность по-прежнему содержит много противоречий и неустраненных скрытых проблем, которые не позволяют в полной мере реализовать прогнозируемый предпринимателями темп подъема отрасли».

Несмотря на снижение оптимизма в отношении активности торговли, снижать цены оптовики не собираются. «По-прежнему большинство из них (55%) в целях стабилизации финансовой ситуации придерживаются стратегии повышения цен на реализуемые товары», – отмечается в докладе. Предприниматели оправдывают стремление к росту цен недостатком финансов, высоким процентом кредита и большими налогами. Эти жалобы наряду с жалобой на неплатежеспособность покупателей лидировали в опросе Росстата. Но, видимо, оптовикам придется выбирать: либо стимулирование спроса путем ограничения цен, либо попытка «отбить» все затраты за счет выживших потребителей. Какой выбор будет сделан – нетрудно представить, если учесть, что жалобы на недобросовестную конкуренцию также не имеют тенденции к снижению.

Еда растет, услуги – нет

«Можно с уверенностью констатировать, что отрасль вышла на траекторию восстановительного роста, однако в среднесрочной перспективе вряд ли стоит ожидать быстрого восстановления утраченных позиций, – резюмирует результаты анализа директор ЦКИ Георгий Остапкович. – По всей видимости, продолжение положительного тренда будет зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств».

По мнению аналитиков, как раз с позитивом в российской промышленности и домохозяйствах дела обстоят не очень хорошо. «Оптовики хорошо росли во II квартале благодаря росту обрабатывающей промышленности», – поясняет аналитик ИК «Финам» Максим Клягин. Однако рост в этой отрасли был простимулирован мерами государственной поддержки. «Обрабатывающая промышленность росла, в основном, из-за автопроизводства, которое дало 42% роста продаж благодаря правительственной программе обмена старых машин на новые», – вносит ясность аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев. В остальных областях реального сектора «зеленых ростков» не видно, констатируют аналитики.

«Вторая нога» оптовой торговли – розница. Но и здесь не все однозначно. С одной стороны, рост отрасли очевиден. «Здесь достаточно хорошие темпы роста продаж, они растут от месяца к месяцу благодаря росту доходов населения», – говорит Клягин. Откуда рост доходов – понятно: это и снижение безработицы (Минздравсоцразвития регулярно заявляет о ее очередном уменьшении в большинстве регионов страны), сопровождающееся ростом зарплат, и рост пенсий и зарплат бюджетников благодаря высоким социальным расходам правительства.

С другой стороны, рост розничной торговли очень неравномерен по секторам. «Основной рост продаж пришелся на продукты питания, – замечает Клягин. – А рост, например, в сфере платных услуг еще и не начался». То есть население, грубо говоря, восстановило привычный рацион, но еще не готово возвращаться к шопингу. Первые «лишние деньги» потребителей ушли на привычные продукты питания. Это подтверждает аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина. По ее словам, «идет явный рост потребительского трафика».

Однако привычные, более качественные продовольственные товары – это зачастую импорт. Недаром он вырос во II квартале на 50% относительно I квартала, как отмечает Моисеев. Клягин не видит в этом ничего страшного: у нас в последние десять лет в розничной торговле доля импорта устойчиво держится на отметке 40%. Однако и он предупреждает, что без оживления реального сектора торговле придется худо: от этого зависят и безработица, и зарплаты, а следовательно, и доходы населения, на которых только и может расти розница. «Ведь потребительское кредитование восстанавливается очень медленно», – говорит аналитик. А реальный сектор, как уже отмечалось, до сих пор рос, в основном, за счет госпрограммы обмена машин.

Круг замкнулся: без «качественного сдвига», как пишут эксперты ЦКИ, оптовой торговле не вернуться на докризисный уровень. Резервы господдержки не безграничны, власти желают видеть в реальном секторе движение вперед, а не просто восстановление прежних принципов работы. Премьер Владимир Путин на недавней встрече с главой «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым уже предупредил, что предприятию пора переходить от надежд на господдержку к модернизации. И хотя программа обмена старых автомобилей продлена, аналитики считают, что третьего этапа у нее не будет. Темпы роста социальной поддержки населения, которая подняла потребительский спрос, также вряд ли будут столь же бурными, как раньше: о необходимости бороться с дефицитом бюджета говорят уже не только министр финансов, но и премьер с президентом. Так что оптовой торговле и экономике в целом требуются новые драйверы роста.

Текст: Викторина Сахарова