Чтобы понять, что получат от таможенного объединения россияне, нужно представить, чего лишатся белорусы и казахи. Эти «лишения» автоматически перекладываются в российскую корзину.
Сначала о хорошем.
Создание ТС, благодаря которому три страны объединятся в единую таможенную территорию (ЕТТ), означает, что большинство таможенных пошлин внутри союза отменяется. Товар, ввезенный через любую границу союза, проходит таможенную очистку только один раз, а потом свободно может следовать по всему ТС. Не раз уже говорено и про единые технические, санитарные и прочие требования к выпускаемым, импортируемым и экспортируемым товарам.
По подсчетам Минэкономразвития РФ (МЭР), когда ТС начнет функционировать в полном масштабе, Россия сможет благодаря этому получить годовую прибыль как минимум в $400 млрд, Белоруссия и Казахстан - по $16 млрд.
Открытие границ создаст единый рынок со 170 млн населения. Для сравнения: в Казахстане проживает около 16 млн, в Беларуси – около 9,5 млн человек.
Как ни странно, именно Беларусь – член Союзного государства с Россией - сегодня лидирует по объемам ограничительных мер в отношении ввоза российских товаров. По данным МЭР, среди 24 государств, которые применяют такие меры, максимальное их количество действует именно в Беларуси (24), ЕС(17), Украине (13) и США(11). Беларусь и Казахстан входят также в число рынков, в которых заинтересованы наши экспортеры, но на которых проводится наиболее агрессивная торговая политика защиты от российского экспорта.
Общие выгоды от создания ЕТТ лежат на поверхности. Сокращен период оформления грузовой таможенной декларации с трех дней до двух. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов, устанавливается равным сроку временного хранения, то есть до четырех месяцев. Раньше срок был существенно ниже (в РФ, например, – всего 15 дней). Для декларанта появляется возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров. Введен институт уполномоченного экономического оператора (УЭО), пользующегося специальными упрощениями. Например, временное хранение товаров в собственных помещениях и на площадках. Товары теперь можно выпускать до подачи таможенной декларации, а перечислять таможенные платежи – в момент ее подачи. То есть получается беспроцентная отсрочка платежа на 10-40 дней в зависимости от товара. Проводить таможенные операции, связанные с выпуском ряда товаров, производители могут в собственных помещениях и на собственных территориях. Перевозка открывается от внешней границы таможенного союза сразу до места нахождения получателя, в каком бы государстве ТС он ни находился.
Российская сторона в качестве положительного момента создания ТС приводит также снижение суммы страхования ответственности таможенных агентов – с 50 млн рублей до 1 млн евро. И для перевозчиков с 20 млн рублей до 200 тысяч евро. А с железнодорожного перевозчика обеспечение вообще не требуется.
Спасти рядового производителя
Но, что русскому хорошо, белорусу – не факт. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Вадим Мацкевич считает, что большинство местных таможенных агентов скоро «вымрут». Ведь до введения в силу Таможенного кодекса ТС белорусские агенты должны были страховаться на $125 тысяч. Миллион евро для них – неподъемная сумма. Значит, место белорусских на рынке, скорее всего, займут российские таможенные агенты. Правда, для них введен переходный период – до июля 2011-го. Но вряд ли за год агенты настолько разбогатеют.
То же и с перевозчиками. Три года назад их было 170, сейчас 45, отмечает Мацкевич. После введения в действие ТК сумма обеспечения для них повысилась с $125 тысяч до 200 тысяч евро. «Взять этот барьер многие не смогут и уйдут с рынка», - уверен Вадим Мацкевич. Чтобы получить статус уполномоченных экономических операторов (УЭО), тоже требуется сумма в 1 млн евро. Переходный период в 17 месяцев (то есть до ноября 2011 года) ситуацию не спасет.
За свои продукты питания Беларусь относительно спокойна – они достаточно конкурентоспособны на российском рынке. А вот непродовольственное производство непременно пострадает, считает начальник управления нетарифного регулирования Министерства торговли Беларуси Вадим Ламков. Конкуренции с зарубежными, российскими и даже со многими казахскими товарами белорусская промышленность не выдержит.
«Мы входим в ТС с принципиально другими подходами по ценообразованию. В России и Казахстане цена товара формируется исходя из спроса и предложения. У нас - от себестоимости», - еще в прошлом году предупреждал директор обувного предприятия «Луч» Николай Стриж. По его мнению, если белорусские предприятия не выйдут на общий рынок с рыночным ценообразованием, то не смогут выиграть в конкурентной борьбе с продукцией России и Казахстана. Кроме того, считает он, в этих странах условия для конкуренции лучше за счет более низких налогов.
Чтобы хоть как-то поддержать своего производителя, Минск уже рекомендовал магазинам довести долю продуктов питания местного выпуска как минимум до 90% ассортимента, непродовольственных товаров – до 70%.
Но административные меры тут вряд ли помогут. Белорусские эксперты считают, что в условиях свободного рынка трех стран местные предприятия переориентируются на Россию, где «можно купить все». При этом налоговые платежи будут уходить не в белорусский, а в российский бюджет.
Автотень
Белорусский авторынок уже медленно, но верно уходит в тень. Виновата разница условий ввоза иномарок для физических и юридических лиц. С 1 января пошлины для автодилеров стран ТС были унифицированы – то есть подняты до российского уровня. С унификацией ставок для физлиц решено подождать до 1 июля 2013 года (ранее предполагалось, что до 1 июля 2011 года).
По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в 2008 году доля машин, ввезенных в страну юрлицами, составила 43%. Остальное ввозится частными перегонщиками. В 2008 году автобизнес принес в бюджет государства в виде таможенных пошлин не менее $400 млн и около $500 млн налоговых платежей. В Беларуси действует около 30 фирменных автоцентров.
Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский подсчитал, что новые иностранные авто на легальном рынке республики подорожают как минимум на 40%. Председатель правления БАА Сергей Михневич прогнозирует: это вызовет резкое сокращение продаж, многие фирменные автоцентры закроются, сузится перечень предлагаемых брендов. Потери Беларуси от унификации пошлин по образцу российских составят $200 млн в год, по данным Шпилевского. Конечный итог, по его мнению, – переориентация на иномарки из России и продукцию «АвтоВАЗа».
Но тут можно поспорить.
Глава департамента стратегического развития международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко наоборот считает, что пошлинная «коллизия может привести к огромным потерям, которые понесет прежде всего российская автомобильная промышленность, учитывая огромную разницу в размерах пошлин для физлиц в двух странах».
Расчеты Терещенко такие. При ввозе Mazda-3 2008 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литра, таможенная пошлина для «физиков» в России составляет 3,6 тысячи евро, а в Беларуси – 1,12 тысячи евро. Причем эта разница растет вместе с увеличением класса автомобиля. Пошлина на Toyota Land Cruiser 2007 года с двигателем в 4,7 литра в России составит 13,1 тысячи евро, в Беларуси – 2,82 тысячи евро.
В год в Беларусь ввозится порядка 200 тысяч иномарок. Процесс так хорошо отлажен, что быстро нарастить импорт не проблема. Учитывая разницу в пошлинах, события могут развиваться так. С белорусской стороны ввозятся довольно свежие иномарки, которые оформляются на физлиц, проводится растаможка по низкой ставке, чем могут заниматься как те же физические лица, так и «серые» дилеры, которые будут предоставлять финансовые ресурсы, искать покупателя в России и т.д. Потом дилеры забирают эти машины у частников и перепродают в Россию.
По его прогнозам, можно ждать притока в Россию 500–800 тысяч машин в год. «За ту же цену, которая действует внутри России на иномарки отечественного производства, можно будет купить импортную легковушку из Белоруссии, но на 1–2 класса выше либо такую же, но гораздо дешевле. В итоге получим резкое падение официального импорта и потери дилеров, но главное – снижение спроса на продукцию отечественного автопрома. Я уже не говорю про продукцию «АвтоВАЗа», - предупреждал еще в декабре 2009-го Терещенко, говоря о «недопустимости какого-либо переходного периода».
Переходный период все же установили. И даже больше, чем предполагалось.
Начальник управления внешнеторговой политики Министерства иностранных дел Беларуси Антон Кудасов предпочитает поискать в этой ситуации плюсы для своей страны: «У нас появится общий свободный рынок автомобилей и автокомплектующих, что создаст благоприятные условия для реализации как собственных возможностей, так и для привлечения зарубежных инвесторов». То есть зарубежные инвесторы, которые пришли на белорусский рынок, будут уже выстраивать свои планы на весь рынок ТС. Логика в этом есть: иностранным инвесторам гораздо выгоднее вложиться в сборочный автозавод (да и вообще в любое предприятие) в Беларуси или Казахстане с их дешевой рабочей силой. И при этом автоматически получить для сбыта более платежеспособный российский рынок.
«Меньшие братья» России по ТС от этого безусловно выиграют. А вот РФ – наоборот, так как лишится и рабочих мест, и налогов от деятельности этих предприятий.
Нефтяная арифметика
Пожалуй, самая очевидная неудача Беларуси – проигрыш в нефтяном вопросе. Минску не удалось отменить пошлины на поставки российских нефти (с 2011 года) и нефтепродуктов (с 2010-го). Пошлины будут действовать до 2012 года, когда на территории стран ТС установится полноценное единое экономическое пространство.
Российская логика проста. Беларусь получает примерно в четыре раза больше российской нефти, чем нужно для удовлетворения внутренних потребностей. То есть три четверти сырья Беларусь перерабатывает и продает на внешние рынки, откуда получает экспортную пошлину. Если мы будем продавать нефть на льготных условиях, а Беларусь будет на этом зарабатывать, получится несправедливо, рассуждают в Кремле. А потому пошлину отменять не собираются.
«Для понимания важности вопроса пошлин для Беларуси надо привести несколько цифр, - предлагает член экспертно-аналитического совета Государственной думы РФ Иннокентий Адясов. - Экспорт нефтепродуктов из нее в 2009 году достиг 15,5 млн тонн на сумму $7,005 млрд, а сырой нефти – 1,716 млн тонн на сумму $738,069 млн». Правда, доходы от экспорта идут в основном в казну России. С 2007 года большая часть вывозной пошлины на нефтепродукты (от 70% до 85%) перечислялась в наш бюджет. Но и остаток тоже не маленький.
Потери Беларуси из-за нефтяных пошлин составят $2 млрд в год. То есть опять же в выигрыше РФ.
Казахстан Китаю друг
Для Казахстана членство в ТС – тоже не однозначно благо. Хотя бы по вопросу вступления в ВТО. С одной стороны, он к этому не готов. С другой, соглашаясь на предложение России отказаться от индивидуальных переговоров с ВТО, чтобы делать это в рамках ТС, Казахстан теряет контроль над ситуацией и не сможет отстаивать свои экономические интересы под давлением Москвы.
Среди казахских экспертов довольно популярно мнение, что если уж с кем республике и объединяться в союз, так не с Россией и тем более Беларусью, а с Китаем. Аргумент: в прошлом году товарооборот Республики Казахстан с Россией сократился по сравнению с 2008-м на треть – до $14 млрд (это данные российской стороны, сам Казахстан приводит еще более скромные цифры – лишь $12,4 млрд за 2009 год). С Китаем – только на 18% - с $17,4 млрд в 2008-м до $14 млрд в 2009-м. По итогам нынешнего года Казахстан рассчитывает достичь докризисных торговых показателей во взаимоотношениях с КНР.
Правда, Россия в этом году тоже планирует рывок в этом смысле. Но сравнивать товарооборот Казахстана с Китаем и с РФ в конце 2010 года будет уже не корректно – с западным партнером РК будет торговать в рамках Таможенного союза, а с восточным – нет. Иными словами, объединение с Китаем для Казахстана сегодня могло бы выглядеть более естественным, чем с Россией, считает директор аналитической компании «Группа оценки рисков» (Казахстан) Досым Сатпаев.
Перечисляя плюсы от интеграции с РФ, он отмечает существенное расширение потенциальных рынков сбыта и сферы конкуренции (это подстегнет казахскую экономику к переходу к рынку), более благоприятные условия для кросс-страновых переливов капитала и рабочей силы, возможность проведения совместных переговоров по вступлению в ВТО.
«Почти весь товар, кроме китайского, который поступает в Казахстан, проходит через границу России и Беларуси. И импортируемые товары, и экспорт. И проблемы, связанные с провозом товаров через территорию этих государств, всегда были. 16 млн населения Казахстана - это совсем маленький рынок для производителя, для бизнеса. В этом отношении объединенный рынок трех государств Таможенного союза гораздо интереснее. С этой точки зрения Таможенный союз - положительное явление», - считает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов.
«Добьем производство»
Но минусы тоже очевидны. «Во-первых, Казахстану будет довольно трудно отстаивать собственные экономические интересы, учитывая абсолютное экономическое доминирование России в структуре союза. Несомненно, придется потесниться экономической и политической элитам Казахстана. Наиболее острыми при этом станут проблемы, возникающие как следствие передела отношений собственности и власти», - говорит Досым Сатпаев.
Во-вторых, роста цен республике не избежать. Из-за ввода в действие ЕТТ, по прогнозам Министерства экономики и бюджетного планирования РК, годовая инфляция увеличится на 0,5-0,7%.
Тимур Назханов считает эти цифры слишком оптимистичными: «Ряд предприятий, подсчитав новые таможенные тарифы, поняли, что их продукция значительно подорожает. В частности, компании, которые занимаются производством промышленных холодильных камер, выяснили, что их комплектующие, которые в основном завозятся из-за границы, подорожают на 20%. И они будут вынуждены включить эти расходы в себестоимость товара». К тому же оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли: хранение и переработка мяса и рыбы, молочной продукции. Удорожание холодильников срикошетит и на этих отраслях. Есть большой риск, что производство холодильных камер в Казахстане свернется, потому что гораздо дешевле будет завозить готовое оборудование из России.
То же самое можно сказать и о других предприятиях Казахстана – в основном это отверточная сборка. «То, что мы называем производством, начинается не с нулевого цикла, а собирается из комплектующих и сырья, производимых в Китае, Европе, России. Та же мебель. По сути, вся фурнитура идет из Польши, Италии, Германии, частично из России. Хотя Россия, насколько я знаю, тоже многое закупает в Европе. Древесно-стружечные плиты тоже покупаются в Европе или в России, - продолжает Назханов. - В Петропавловске, если брать кондитерские изделия, в магазинах практически только российские конфеты, в Западном Казахстане почти вся молочная продукция приходит из России. Учитывая климатические условия, своего молока там почти нет, а то, что производится, делается из порошка. А порошок этот приходит из Европы, Дании, Голландии и из России. И завтра, когда не станет границ и стимула у бизнеса заниматься производством, мы все будем потреблять российские товары. Одевать, пить, есть. Я ожидаю, что в Таможенном союзе будет примерно такая же ситуация, как в Советском Союзе. То есть Казахстан будет поставлять зерно, нефть, газ, металл. А все остальное нам будут отправлять. И есть опасность, что мы окончательно добьем свое зарождающееся производство, и при очередном кризисе шансов на выживание у нас будет все меньше».
Дорогие россияне
И все же не стоит полагать, что, как в той поговорке, России будет хорошо только от того, что «у соседа корова сдохла».
Европейцы помнят резкий скачок цен на разные товары после создания единой экономической зоны ЕС. И нам его избежать не удастся. Например, очевидно, что подорожает одежда - из-за корректировки таможенных ставок. Снижаются адвалорные ставки (они исчисляются в процентах от таможенной стоимости вещи), но одновременно повышаются специфические (исчисляется в валюте за 1 кг одежды). Основной объем одежды массовых марок ввозится именно по специфическим ставкам. То есть стоимость одежды, отшиваемой, скажем, в Китае, повышается на 80-100%. Правда, одежда верхнего и среднего ценовых сегментов, которая обычно ввозится по адвалорным ставкам, по идее должна подешеветь. Но вряд ли на это стоит рассчитывать – рост расценок на массовые бренды автоматически повысит цены и на элитные марки.
Пошлины на импорт некоторых видов бытовой техники снижены или вовсе отменены. Это касается пылесосов, электроплит, тостеров, утюгов, фенов и фритюрниц. Не поменяются ставки для холодильников, стиральных машин, телевизоров, мобильных телефонов, компьютеров. Значит, техника должна по крайней мере не подорожать или даже подешеветь. Посмотрим.
Подскочат цены на импортную баранину, ягнятину, крольчатину, все виды колбасы, свежую и охлажденную говядину. На свинину и мясо птицы таможенные ставки не меняются. Но тут как с одеждой: где это видано, чтобы говядина дорожала, а завистливая соседка по магазинной полке свинина оставалась к этому равнодушной?
Это вроде бы открывает пути для мясной экспансии со стороны Казахстана и Беларуси. Но казахи, например, гарантировать такую экспансию пока не могут. По словам первого вице-премьера Казахстана Умирзака Шукеева, до сих пор это не удавалось сделать из-за того, что казахская продукция не соответствует российским требованиям, в частности, по качеству заготовки мяса. И чтобы наладить поставки, нужно сначала вложиться в обновление своих предприятий.
Подавляющее большинство
Политики стран-членов ТС обычно изображают оптимизм, когда оценивают будущее союза. Но не признать доминирующего положения России не могут. В комиссии Таможенного союза – высшем органе ТС – Россия при принятии решений имеет 57% голосов, Казахстан и Беларусь – всего по 21,5%. «Решения, принятые этой комиссией, будут действовать на всей территории ТС, и понятно, какие решения будут приниматься», - прозрачно намекает Вадим Мацкевич.
Министр финансов Казахстана Болат Жамишев отмечает, что проблема распределения таможенных платежей — одна из самых сложных в ТС. Поскольку Россия самый емкий рынок, то она и получит до 90% от взимаемых импортных пошлин. Остальные члены ТС существенно проиграют от такого распределения. По подсчетам Жамишева, Казахстан лишится $466 млн в год из-за падения объемов таможенных поступлений.
Минский экономист Леонид Злотников считает, что его страна несколько обманулась в своих ожиданиях. Вступая в ТС, Беларусь рассчитывала получить более дешевые российские энергоносители. Но не получила. И если раньше она могла давить на РФ, прикручивая газовый вентиль на транзитном газопроводе, то строительство обходных путей, которое активно ведет Россия, скоро лишит Беларусь и этого козыря.
Экономика Беларуси - наименее рыночная по сравнению с российской и казахстанской. «Для нас либерализм — все еще почти ругательное слово, а для России и Казахстана — главная линия в экономике», - говорит Леонид Злотников. А в таких условиях выгоды для Беларуси от вхождения в ТС не очевидны.
