– Как может получить прибыль собственник торгово-развлекательного центра, помимо дохода от сдачи площадей в аренду?

– Перечень дополнительных услуг очень широк и формируется в зависимости от потребностей арендаторов. Доходную часть торговых центров могут дополнять возмещенные арендаторами эксплуатационные и маркетинговые затраты, выручка от аренды автостоянок и от возмещения коммунальных платежей, комиссия телекоммуникационных компаний, сдача складов в аренду, обслуживание инженерного оборудования и клининг в помещениях арендатора, мелкие ремонтные работы, оформление вывесок и витрин помещений арендатора, услуги в области охраны труда, переезд и перестановка мебели, погрузо-разгрузочные работы, доставка воды и канцтоваров, услуги по озеленению и дизайну.

– А есть ли возможность привлечения непрофильного дохода?

– Да, к непрофильным доходам можно отнести сдачу в аренду рекламных площадей, сдачу площадей общего пользования в краткосрочную аренду для проведения мероприятий и промоакций, а также ряд других услуг.

– О каких суммах идет речь? Сколько может получить собственник за оказание профильных и непрофильных услуг?

– Если брать за основу арендные платежи, то от возмещения арендаторами эксплуатационных расходов можно добавить к доходной части 10–12% от общих арендных платежей, оказание дополнительных услуг принесет от 6 до 8%, возмещение маркетинговых расходов – 3–5% и непрофильные услуги – 5–7%. Таким образом, дополнительно к арендным платежам можно привлечь от 24 до 32%.

Например, при предоставлении площадей объекта в краткосрочную аренду один день может принести собственнику до $20 тыс. Эта сумма может быть выручена за предоставление помещений для проведения съемок фильмов, телепередач, рекламных роликов.

Стоит отметить, что при условии подключения управляющей компании на самой ранней стадии (до заключения договоров аренды и введения объекта в эксплуатацию) все подготовительные работы по получению дополнительных доходов проводятся заранее. В этом случае собственник начинает получать неарендные доходы, как только объект открывается.

– Какие способы повышения доходности объекта наиболее популярны сегодня?

– Самые востребованные сегодня - сдача в аренду рекламных площадей и сдача в краткосрочную аренду площадей для проведения мероприятий и акций.

В торговом центре для рекламы масса возможностей. Например, рекламные модули можно размещать на парковке, на прилегающей территории, на фасаде и кровле объекта, в зонах общего пользования (коридорах, фойе и т.д.), в зоне фаст-фуда, на сайте торгового центра и в корпоративном издании (если таковое имеется). Возможна также видео- и аудиореклама. Но следует понимать, что «лучшее – враг хорошего», очень важно не переусердствовать с количеством рекламы. Необходимо разработать концепцию по ее размещению. Реклама должна гармонично вписываться в дизайн торгового центра. Также очень хорошо, когда помимо получения дополнительного дохода собственники торговых центров достигают и других целей.

– Например?

– Привлечение аудитории при непредвиденных ситуациях. Приведу пример из нашей практики: открывшийся в прошлом году региональный объект общей площадью 40 тыс. кв. м остался без развлекательной составляющей по причине изменения планов арендатора. Собственник очень творчески подошел к решению проблемы: стал сдавать свободные помещения для проведения выставок живых тропических бабочек, экзотических животных, цветов…

– На каких условиях собственник сдавал помещения? По стандартной арендной ставке?

– Не совсем. Помещения сдавались на условиях, предполагающих получение половины суммы от продажи входных билетов на выставки.

– Насколько это выгодно?

– Если сравнивать получаемую собственником объекта сумму от сдачи в аренду данных площадей и арендную ставку для торговой галереи, то доход, вырученный с каждого квадратного метра площади под выставки, был больше в 4,4 раза. На тот момент средняя арендная ставка для торговой галереи была 800 рублей за кв. м в месяц, в развлекательной зоне она составила 3,5 тыс. рублей. Таким образом, в данном случае удалось привлечь не просто дополнительный доход, но и новую аудиторию, добавить объекту развлекательную составляющую.

– Описанные варианты повышения дохода используются и в столице, и в регионах?

– Нет, в региональных торговых центрах они не очень распространены. В основном, существует арендная ставка, в которую включены и эксплуатационные, и маркетинговые расходы. При таком подходе, когда «все включено», достаточно трудно управлять и повышать доходную часть.

– А какие способы повышения доходности появились на рынке недавно?

– На сегодняшний день достаточно редко в ТРЦ используются современные рекламные технологии – лазерные проекторы, позволяющие размещать как статичные, так и динамичные изображения на любых поверхностях. Также не особо популярны сенсорные экраны, которые работают даже во внерабочее время объекта, и нестандартные конструкции. Между тем, сенсорные экраны очень распространены за рубежом, потому как привлекают больше внимания и могут стать изюминкой дизайна интерьера.

Текст: Даша Андреева