Генеральный директор ОАО «Гостиничная компания» Дмитрий Корявов на днях сообщил, что в составе его компании появилась дочерняя структура, которая займется управлением отелями категории «2–3 звезды». На первом этапе новая компания возьмет в управление 11 отелей, входящих в состав ГК, а в перспективе будет оказывать услуги владельцам недорогих гостиниц на внешнем рынке. Все 11 отелей новой компании объединит общий бренд, название которого Корявов сообщить отказался, сославшись на то, что он пока не утвержден руководством.
ОАО «Гостиничная компания» было создано в начале прошлого года Правительством Москвы. На его баланс перешли все столичные отели, принадлежащие городу. В декабре 2009 года стало известно, что столичным властям удалось найти инвестора, готового вложить в модернизацию и развитие номерного фонда более $1 млрд. Им стал Russia Real Estate Fund LP, принадлежащий совладельцу косметической компании Estee LauderРональду Лаудеру. Согласно договоренностям, 51% новой компании – у фонда, а 49% – у столичного правительства. Москва вносит в уставный капитал новой компании доли в 15 отелях. В совет директоров ОАО «ГК» входят четверо бывших топ-менеджеров компании «Нафта Москва» Сулеймана Керимова и трое представителей городской администрации.
До недавних пор эксперты и игроки рынка не понимали, как новая компания собирается распорядиться доставшимся ей номерным фондом, который представлен как качественными проектами высшего уровня, так и «полуторазвездными» гостиницами в не самых презентабельных районах города.
«Основной проблемой проекта является неоднородность активов, часть из которых представлена качественными отелями, часть – функционально устаревшими гостиничными объектами, а часть – объектами в стадии строительства», – отмечала ранее в интервью «БН.ру» директор департамента оценки и консалтинга ColliersInternational Полина Кондратенко. Именно разнородность активов вызывала больше всего вопросов у специалистов.
Но менеджменту ОАО «ГК», похоже, удалось найти верное решение проблемы. Отели экономкласса в общей структуре компании получили отдельный бренд. По мнению старшего вице-президента JonesLangLaSalleHotels Марины Усенко, ОАО «Гостиничная компания» поступило как надежные хозяйственники, решив не отдавать доходы от управления на сторону, а попытавшись создать свою управляющую компанию для отелей экономкласса.
«Столь разношерстным портфелем проектов крайне сложно управлять централизованно с точки зрения поставок, технологий и финансов, – полагает генеральный директор HotelConsulting & DevelopmentGroup Александр Лесник. – Поэтому создание отдельной компании, которая профессионально займется управлением дешевыми проектами, безусловно, имеет смысл».
«Создание собственной управляющей компании вполне логично, так как 11 гостиниц в управлении – это уже сеть отелей. И единая для всех управляющая компания позволяет более эффективно использовать возможности системы бронирования и поддерживать определенный уровень качества услуг», – добавляет Кондратенко.
«Компания, которая единовременно выводит на рынок 11 отелей, безусловно, представляет заметную силу, с которой придется считаться другим игрокам рынка. Главное, чтобы слова руководителей ОАО "ГК" не расходились с делом», – предупреждает Усенко.
Создание собственной управляющей компании для отелей экономкласса продиктовано еще и тем, что на этом рынке практически нет профессиональных УК. «Большинство управляющих компаний специализируются на отелях более высокого уровня, а дешевыми брендами, пожалуй, смог бы управлять только Accor, – говорит Усенко. – Кроме того, на рынке практически нет операторов, которые одинаково хорошо управляют и дорогими, и дешевыми отелями, поэтому создание собственной структуры выглядит вполне логичным».
К тому же даже эти 11 отелей экономкласса представляют собой крайне разнородную по качеству и эффективности структуру (среди этих гостиниц есть очень старые и морально устаревшие проекты, один апарт-отель и т.д.), что также препятствует привлечению к управлению ими сторонней компании. «Учитывая, что все объекты категории "2–3 звезды", находящиеся под управлением ОАО "Гостиничная компания", были построены еще в советские времена, их качество в целом не соответствует современным стандартам, которые предъявляют к отелям сторонние УК», – добавляет директор департамента консалтинга NAIBecar Маргарита Трофимова.
Дело еще и в том, что управляющим компаниям такие проекты менее интересны с финансовой точки зрения, а помимо этого, немногие УК хотят работать с городскими властями. «Городские власти в качестве делового партнера крайне ненадежны, – отмечает гендиректор одной из управляющих компаний, занимающихся развитием отелей экономкласса. – Во-первых, система принятия решений и согласований крайне запутана. А во-вторых, город всегда "отжимает" своих партнеров по максимуму, что делает бизнес менее доходным и более рискованным».
С другой стороны, создание собственной УК, специализирующейся на управлении отелями нижней ценовой категории, может позволить ОАО «ГК» неплохо заработать, предоставляя свои услуги собственникам отелей на внешнем рынке. «Конкуренция между управляющими компаниями в этом сегменте практически отсутствует, поэтому если новой компании удастся отладить все бизнес-процессы на своих отелях, то она вполне может рассчитывать на приток сторонних заказчиков», – говорит Лесник.
«Успешность управляющей гостиничной компании, в первую очередь, зависит от профессионализма команды и сотрудников, – уточняет Кондратенко. – В России существуют гостиничные операторы, которые вполне успешно управляют гостиницами среднего и нижнего уровня и предлагают свои услуги на рынке, так что управляющая компания ОАО "ГК" при правильной организации бизнеса может стать еще одним успешным примером».
«Время покажет, смогут ли они эффективно продавать свои услуги сторонним компаниям, – сомневается Усенко. – На рынке постоянно появляется множество компаний, которые заявляют о своем желании управлять гостиницами, но не имеют такого опыта. Сперва им придется на своих проектах на деле доказать собственную эффективность, а уж потом предлагать свои услуги на внешнем рынке».
«При условии хороших результатов, достигнутых на объектах, принадлежащих компании, данный опыт может быть растиражирован и на другие объекты среднего и нижнего ценового сегмента, где в настоящее время практически отсутствует конкуренция», – соглашается Трофимова.
Остальные же отели, входящие в состав «Гостиничной компании» и относящиеся к категории «4–5 звезд», скорее всего, будут переданы в управление западным профессиональным операторам, имеющим опыт и технологии работы с такими проектами. «Это было бы самое верное решение, – утверждает Лесник. – Поскольку западные бренды имеют большой опыт и узнаваемость, что позволяет более эффективно заполнять гостиницы».
Усенко добавляет, что в ряде столичных гостиниц верхнего ценового уровня уже есть западные операторы, поэтому менять их не имеет смысла. «Кроме того, ментальность управления дешевыми и люксовыми гостиницами совершенно разная, поэтому владельцам ОАО "ГК" целесообразно сперва попробовать свои силы в экономклассе, а потом уже думать о выходе или невыходе на рынок более дорогих гостиниц», – резюмирует эксперт.
