На XIV Петербургском международном экономическом форуме (ПЭФ) эксперты Российской экономической школы (РЭШ) и фирмы PricewaterhouseCoopers представили результаты исследования инновационности российской экономики, проведенного ими в сотрудничестве с Российской венчурной компанией (РВК) и корпорацией РОСНАНО. В рамках исследования были опрошены 100 крупных компаний с годовым оборотом не менее $100 млн.

Оказалось, что пока чиновники на разных уровнях дискутируют об инновациях, крупный отечественный бизнес уже давно пробудет их на зуб. Так, 39% респондентов похвастались тем, что в течение двух последних лет их компании приступили к производству новых продуктов. 73% используют инновационные технологии для производства старых продуктов. 66% опрошенных внедряют инноваций в бизнес-процессы.
 
Правда, рассказал ректор РЭШ Сергей Гуриев, выяснилось, что заметный сегмент инновационной активности российских предприятий составляет адаптация уже существующих продуктов, технологий и процессов. Более четверти респондентов признались, что внедренные ими продукты, технологии и бизнес-процессы оказались новыми только для их компаний. В то же время, треть опрошенных заявили, что по уровню инновационной активности они опережают своих прямых конкурентов в России, а 50% уверены, что находятся с конкурентами на одном уровне.
 
К своим позициям на мировом рынке предприниматели оказались куда более критичными. Лишь 9% респондентов полагают, что их отрасль в целом «опережает или существенно опережает» по инновационности зарубежных коллег, и всего 5% сочли, что российская экономика «опережает» по уровню инновационной активности ведущие экономики мира. Утверждать, что российская экономика «существенно опережает» мировых лидеров, не стал ни один из опрошенных.
 
Отрадно, что останавливаться на достигнутых результатах крупный российский бизнес не планирует. Почти 70% опрошенных компаний в 2010 году намерены потратить на инновации от 3 до 10% своего оборота. Менее 3% оборота выделят на эти цели лишь десятая часть бизнесменов.
 
При этом, отметил ректор РЭШ, степень внедрения инноваций в частных компаниях выше, чем в государственных или смешанных. «67 из 100 опрошенных нами предприятий – полностью частные, и по внедрению инноваций они в разы опережают своих государственных или полугосударственных конкурентов», – подчеркнул Сергей Гуриев.
 
Отвечая на вопрос, почему для исследования были выбраны именно крупные компании, Гуриев пояснил, что в России, как и других «пока отстающих» странах, инновации – удел большого бизнеса. «В России размер имеет значение. Рынок капитала в нашей стране пока не развит, и небольшим предприятиям крайне сложно привлечь на эти цели финансирование», – отметил эксперт, добавив, что среди опрошенной сотни 87% компаний внедряют инновации за собственный счет.
 
К сугубо российским проблемам, мешающим более активному внедрению инновационных продуктов, предприниматели также отнесли наличие большого числа бюрократических барьеров.
 
Одним из главных барьеров для инновационной активности – изощренный таможенный контроль. Так считают в 67% компаний. Внедрению инноваций также мешают сложности с привлечением финансирования (66%), избыточная бюрократизированность, отсутствие процедур оценки риска и возврата инвестиций. Эти причины указали 66% компаний. Не менее остро стоит вопрос нехватки управленческих кадров (53%), недостаточного спроса на инновационную продукцию (48%), нехватки сотрудников (47%), отсутствие культуры инноваций внутри компаний (43%).
 
Первоочередными государственными мерами по стимулированию инновационной активности, по мнению бизнесменов, должны стать повышение качества высшего образования, увеличение государственного финансирования разработок и налоговые стимулы.

Текст: Александр Егоров