25 мая Главное следственное управление при ГУВД Свердловской области возбудило уголовное дело по статье «Мошенничество» в отношении группы продавцов биологически активных добавок (БАД). Для поиска новых клиентов преступники активно использовали рекламу в СМИ, в частности объявления по всероссийскому радио и «бегущую строку» на ТВ. Они рекламировали БАД как сильнодействующие лечебные средства, способные справиться со многими тяжелыми заболеваниями.
Продавцы биологически активных добавок редко действуют с подобным размахом, но рекламировать БАД как лекарства от всех болезней предпочитают многие. Жертвами подобной рекламы становятся, как правило, люди, мало сведущие в медицине и хитростях маркетинга. На удочку свердловских мошенников, например, попались пенсионеры. В объявлениях было указано, что по программе президента РФ ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла получат значительную материальную помощь для покупки чудодейственных средств. Для этого старикам предлагалось заплатить «налог» – 80–120 тыс. рублей, за которым преступники высылали своих курьеров. Если бы группа действовала скромнее, без ссылки на президента РФ, и выманивала не такие впечатляющие суммы, подобная рекламная кампания могла бы пройти незамеченной.
Ограничить рекламу биологически активных добавок специализированной медицинской периодикой, а также медицинскими и фармвыставками предложил депутат Госдумы Антон Беляков еще осенью прошлого года. Согласно внесенной им поправке в статью 25 закона «О рекламе» реклама БАД не должна появляться нигде, кроме специальных медицинской прессы и мероприятий, и создавать впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами.
Исполнительный директор НПП БАД Марина Пономарева считает, что запрет на рекламу биологически активных добавок в общедоступных СМИ помешает здоровому населению РФ, не имеющему регулярного контакта с врачами и фармацевтами, оптимизировать собственный рацион питания. «Стандарты ВОЗ определяют БАД к пище как ключевой компонент здорового питания и осознанного выбора человеком здорового образа жизни», – подчеркивает Пономарева.
По ее мнению, действующее законодательство, приравнивающее рекламу БАД к рекламе пищевых продуктов, и так достаточно эффективно разграничивает БАД и лекарства. Правила государственной регистрации БАД к пище обязывают производителя размещать на этикетке продукта фразу «Не является лекарством».
Однако реклама львиной доли пищевых добавок идет мимо официальных СМИ. Распространители БАД, пользующиеся методом прямых продаж, продвигают продукцию на своих Интернет-сайтах и в небольших печатных объявлениях и листовках, содержание которых редко соответствует букве закона.
Например, один из частных продавцов популярных БАД Vision опубликовал на своем Интернет-ресурсе интервью с «доктором медицины Аткинсом», который утверждает, что ни одну болезнь нельзя вылечить средствами официально признанной медицины. В качестве подтверждения этого смелого тезиса в статье приводятся «реальные» истории чудесно излечившихся больных. Один из них, диабетик, якобы полностью выздоровел в результате употребления БАД. Остальные примеры свидетельствуют: только БАД могут спасти от неизлечимых заболеваний. Другой продавец предлагает «универсальную систему комплексного лечения нарушений сердечного ритма (аритмия) с помощью БАД «Тяньши».
Таких примеров сотни. Ограничения в закон «О рекламе» вряд ли могут заметно сократить количество обманутых, согласных выложить несколько тысяч, а нередко и десятков тысяч рублей за излечение от тяжелой болезни. При этом БАД, безусловно, нельзя отказать в праве на существование. К биологически активным добавкам относятся витаминно-минеральные комплексы, фиточаи, традиционные народные средства, которые рекомендует к использованию и официальная медицина.
По мнению кандидата медицинских наук хирурга ГКБ №52 Алексея Владыкина, менять нужно не закон о рекламе, а систему продажи как БАД, так и лекарственных средств: «Я за то, чтобы без рецепта в аптеке нельзя было купить ничего. Пока лекарства и БАД можно покупать свободно, малограмотные старики будут становиться жертвой продавцов БАД и собственного самолечения. Значительная часть БАД продвигается и используется именно как лекарства, а значит, биологически активные добавки должны проходить ту же схему регистрации, включающую серьезные клинические испытания, как и любые другие лекарственные средства».
В качестве положительного примера использования БАД в медицине Владыкин называет препараты «Линекс», «Бифиформ» и другие, способствующие восстановлению организма пациента после курса антибиотиков. «Эти средства давно и успешно используются практикующими врачами. Они позволяют сократить период реабилитации после лечения и применяются как средства от дисбактериоза кишечника», – говорит он.
Безрецептурная продажа лекарств и свободное распространение БАД приводит к тому, что больные сами «прописывают» себе лечение вместо того, чтобы обратиться к врачу. Нередко люди теряют драгоценное время, и после лечения БАД и самостоятельно подобранными медицинскими препаратами пациента уже не спасти.
